Приемы и методы введения проблемной ситуации при изучении грамматики
Б) рассмотрим слово лиса.
Рыжая лиса бежала.
Охотник увидел большую лис (у)
Что изменилось в слове лиса (у) . Это и берем в квадратик. Оставшиеся слова аналогично.
2. Предложим детям распределить эти слова в две группы по любому признаку. Направить их на возможность выделения мужского и женского рода.
3. Если дети не справятся, нужно попросить детей заменить слова волк и лиса на другие более короткие (местоимения он и она). Эти слова соотнести с понятием мужского и женского начала.
Для наблюдения дать таблицу
4. Объяснить мягкость слов дверь, конь, тетрадь. Дверь - он (ж. р.);
Конь - он (м. р.); Тетрадь - она (ж. р.) .
Вывод: Имена существительные могут быть мужского и женского рода.
5. Дать слова: окн, дерев, пол, здоровь.
Предложить детям определить являются ли эти слова мужского или женского рода.
После того, как учащиеся при соотнесении этих существительных со словами он, она не найдут им место ни в одной из этих групп, предложить выделить эти слова в отдельную группу, поставив к ним слово оно. Эти слова среднего рода. Обратить внимание на окончание.
6. Вопрос: А если существительные употребляются лишь во множественном числе можно ли определить род?
Вывод
: Во множественном числе родовая принадлежность пропадает.
Грамматическая модель рода имени существительных.
Прочитайте пословицы.
Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
Ученье-лучшее богатство.
Старанье и труд свое возьмут.
Лес и вода - брат и сестра.
Растение - берегам спасение.
2. Как узнать род имен существительных?
Вывод
: Чтобы узнать род имен существительного во множественном числе нужно это существительное поставить в единственное число.
3. Выпишите существительные ж. р., м. р., ср. р.
Б. На уроках закрепления. Использовались следующие виды заданий.
Задание 1.
A) Выпишите в один столбик слова с окончанием (какого они рода?), а в другой с окончанием о,е (какого они рода?) .
Село, поле, страна, вагон, лопата, богат, корабль, пассажир, море, товарищ, поход, диктант, канал, работа, радость, книга, одежда, мыло, полка.
Б) Подберите по два существительных и женского и мужского рода. В каждом укажите
B) по рядам придумайте по два предложения, в которых было бы имя существительное ж. р. , которое обозначает время года, явление природы, состояние.
Задание 2 . Определите род имен существительных.
Ягоды, тракторы, орехи, поля, кузнецы, окна, моря, леса, школы, песни, волокна.
Вопрос учителя: Можно ли сразу определить род существительных? Почему?
Задание 3. Определите род существительных.
Седой туман поднимался над рекой, недалеко от нас есть озеро. Наступила ранняя весна.
Задание 4 . Выпишите имена существительные, определить род.
Меж редеющих верхушек
Показалась синева,
Зашумела у опушек
Ярко желтая листва.
Стала ель в лесу заметней-
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.
Задание 5. Составить предложения, начиная с выделенных слов. В выделенных словах определить род и задашь вопрос.
Стал, разгуливать, болоту, по, журавль
.
Кукушк
а, бору, куковала, в.
Пролетела, цветами, над, бабочка
, пестрыми.
Парил, высоко, в, коршун
, воздухе.
В. На этапе проверки применялись такие виды работ:
Задание 1. Как узнать является ли данное слово существительным? Что обозначает каждое слово и как оно называется в грамматике?
Метель, герой, бежать, красивый, ветер, почтальон, пушистая, силач, слон, чтение, рисовать, переход, плыть, страус, туча, перемена, слушать, бегун.
Задание 2. Выпишите одушевленные имена существительные и определите род.
Из трубы шел дым. В минуте шестьдесят секунд. Ястреб - хищная птица. Белый медведь живет только на севере. На деревьях много птичьих гнезд. Крот - полезное животное. В ясную ночь на небе увидишь много звезд.
Задание 3. Составить рассказ из 3-5 предложений по картине (иллюстрация к сказке Г.Х.Андерсена «Ганс -Чурбан»)
Вопросы:
1. Кто изображен на картине? (Ганс - Чурбан, козел) ;
2. Где они едут? (около, дорога, по, замок);
3. Что находится рядом? (Цветы, луга, трава);
4. Что он держит в руке? (Башмак).