Приемы и методы введения проблемной ситуации при изучении грамматики

Б) рассмотрим слово лиса.

Рыжая лиса бежала.

Охотник увидел большую лис (у)

Что изменилось в слове лиса (у) . Это и берем в квадратик. Оставшиеся слова аналогично.

2. Предложим детям распределить эти слова в две группы по любому признаку. Направить их на возможность выделения мужского и женского рода.

3. Если дети не справятся, нужно попросить детей заменить слова волк и лиса на другие более короткие (местоимения он и она). Эти слова соотнести с понятием мужского и женского начала.

Для наблюдения дать таблицу

4. Объяснить мягкость слов дверь, конь, тетрадь. Дверь - он (ж. р.);

Конь - он (м. р.); Тетрадь - она (ж. р.) .

Вывод: Имена существительные могут быть мужского и женского рода.

5. Дать слова: окн, дерев, пол, здоровь.

Предложить детям определить являются ли эти слова мужского или женского рода.

После того, как учащиеся при соотнесении этих существительных со словами он, она не найдут им место ни в одной из этих групп, предложить выделить эти слова в отдельную группу, поставив к ним слово оно. Эти слова среднего рода. Обратить внимание на окончание.

6. Вопрос: А если существительные употребляются лишь во множественном числе можно ли определить род?

Вывод

: Во множественном числе родовая принадлежность пропадает.

Грамматическая модель рода имени существительных.

Прочитайте пословицы.

Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

Ученье-лучшее богатство.

Старанье и труд свое возьмут.

Лес и вода - брат и сестра.

Растение - берегам спасение.

2. Как узнать род имен существительных?

Вывод

: Чтобы узнать род имен существительного во множественном числе нужно это существительное поставить в единственное число.

3. Выпишите существительные ж. р., м. р., ср. р.

Б. На уроках закрепления. Использовались следующие виды заданий.

Задание 1.

A) Выпишите в один столбик слова с окончанием  (какого они рода?), а в другой с окончанием о,е (какого они рода?) .

Село, поле, страна, вагон, лопата, богат, корабль, пассажир, море, товарищ, поход, диктант, канал, работа, радость, книга, одежда, мыло, полка.

Б) Подберите по два существительных и женского и мужского рода. В каждом укажите

B) по рядам придумайте по два предложения, в которых было бы имя существительное ж. р. , которое обозначает время года, явление природы, состояние.

Задание 2 . Определите род имен существительных.

Ягоды, тракторы, орехи, поля, кузнецы, окна, моря, леса, школы, песни, волокна.

Вопрос учителя: Можно ли сразу определить род существительных? Почему?

Задание 3. Определите род существительных.

Седой туман поднимался над рекой, недалеко от нас есть озеро. Наступила ранняя весна.

Задание 4 . Выпишите имена существительные, определить род.

Меж редеющих верхушек

Показалась синева,

Зашумела у опушек

Ярко желтая листва.

Стала ель в лесу заметней-

Бережет густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

Задание 5. Составить предложения, начиная с выделенных слов. В выделенных словах определить род и задашь вопрос.

Стал, разгуливать, болоту, по, журавль

.

Кукушк

а, бору, куковала, в.

Пролетела, цветами, над, бабочка

, пестрыми.

Парил, высоко, в, коршун

, воздухе.

В. На этапе проверки применялись такие виды работ:

Задание 1. Как узнать является ли данное слово существительным? Что обозначает каждое слово и как оно называется в грамматике?

Метель, герой, бежать, красивый, ветер, почтальон, пушистая, силач, слон, чтение, рисовать, переход, плыть, страус, туча, перемена, слушать, бегун.

Задание 2. Выпишите одушевленные имена существительные и определите род.

Из трубы шел дым. В минуте шестьдесят секунд. Ястреб - хищная птица. Белый медведь живет только на севере. На деревьях много птичьих гнезд. Крот - полезное животное. В ясную ночь на небе увидишь много звезд.

Задание 3. Составить рассказ из 3-5 предложений по картине (иллюстрация к сказке Г.Х.Андерсена «Ганс -Чурбан»)

Вопросы:

1. Кто изображен на картине? (Ганс - Чурбан, козел) ;

2. Где они едут? (около, дорога, по, замок);

3. Что находится рядом? (Цветы, луга, трава);

4. Что он держит в руке? (Башмак).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5