Экспериментальная система формирования мировоззренческой устойчивости.
Как мы уже отметили выше, формирование научного мировоззрения является важнейшей целью физического образования в школе. В связи с этим мы попробовали разработать экспериментальную систему формирования мировоззренческой устойчивости.
2.1. Об оценке сформированности мировоззренческих знаний учащихся на разных этапах обучения.
Так как мировоззрение определяют вполне конкретные знания и умения, то мы, прежде всего, посчитали нужным определить эти знания, сделав разбивку по классам. Перечень этих знаний должен включать знания фундаментальных идей, понятий, законов и теорий современной физической картины мира, а также знания, связанные с категориями диалектико-материалистичекой философии.
Знания, относящиеся ко второй группе формируются постепенно в ходе изучения в физике на первой и второй ступенях. Многократное повторение и углубление их ведет к формированию мировоззренческой устойчивости. Приведем перечень знаний, связанных с категориями диалектико-материалистичекой философии:
- раскрытие смысла понятий «материя», «объективная реальность», «физический объект и система», «движение»;
- раскрытие неразрывной связи материи и движения (покой – случай движения, движение – это изменение состояния разной формы движения);
- формирование идеи о неуничтожимости и несотворимости материи и движения;
- раскрытие наличия причинно-следственных связей между явлениями и процессами;
- раскрытие основных компонентов физической теории – исходных фактов, моделей, законов и закономерностей, экспериментов, подтверждающих выводы теории, следствий;
- раскрытие ступеней процесса познания: «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике».
Знания фундаментальных идей, понятий, законов и теории современной физической картины мира мы разбили по классам. Приведем эту разбивку. Итак:
VII класс.
- представление о свойствах пространства – времени: относительность движения, отсутствие абсолютной системы отчета, непрерывность пространства и времени;
- фундаментальные идеи и принципы физической картины мира: принцип относительности, взаимодействие как причина явлений;
- понятие об объектах и моделях физических теорий. В механике: объект – макроскопические тела, модель – материальная точка;
- границы применимости (или их отсутствие) основных понятий – массы, силы, механической энергии, материальной точки.
VIII класс.
- фундаментальные идеи и принципы физической картины мира: принципы дальнодействия и близкодействия, взаимодействие как причина явлений;
- понятие об объектах и моделях физических теорий. В молекулярной физике объект – система атомов и молекул, макроскопические тела, модель – атомы и молекулы в виде упругих шариков. В электродинамике: объект – электрический заряд, модель – точечный заряд;
- границы применимости (или их отсутствие) основных понятий –температуры, точечного заряда.
На второй ступени изучения физики ранее сформированные знания раскрываются на более глубоком теоретическом уровне. Итак:
IX класс:
- представление о свойствах пространства-времени: относительность движения, отсутствие абсолютной системы отсчета, зависимость расстояний и промежутков времени от скорости тела, непрерывность пространства и времени;
- фундаментальные идеи и принципы физической картины мира: конечность скорости распространения взаимодействий, принцип относительности, взаимодействие как причина явлений;
- понятие об объектах и моделях физических теорий. В механике: объект – макроскопические тела, модель – материальная точка и системы точек, абсолютно твердое тело, упругое тело;
- границы применимости (или их отсутствие) основных понятий – массы, силы, механической энергии, материальной точки;
- основные законы и уравнения: закон сложения скоростей, законы движения Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Гука, закон сохранения энергии и импульса;
- границы применимости законов: законов движения Ньютона (действуют только в ИСО, относятся к материальным точкам), закона всемирного тяготения (применим лишь к материальным точкам), закона Гука (справедлив лишь в пределах упругости тела), закон сложения скоростей (выполняется при небольших скоростях движения тела);
- универсальность законов сохранения;
- границы применимости теорий: классической механики (изучает движение макроскопических тел со скоростями много меньшими скорости света);