Место контроля знаний и умений учащихся в процессе обучения биологии.
Место, в которое целесообразно поместить проверку в процессе обучения, определяется ее целями.
Как было установлено, основная цель проверки как для учащихся, так и для учителя, - выяснить, усвоили ли учащиеся необходимые знания и умения по данной теме или разделу. Основной функцией здесь является контролирующая. Естественно предположить, что контроль нужен на равных этапах обучения и на разном уровне: тематический, четвертной учет, экзамены и т.д.
Контроль, проводящийся после изучения небольших "подтем" или циклов обучения, составляющий какой либо раздел, принято называть текущим. Контроль, проводящийся после завершения крупных тем и разделов биологии принято называть итоговым. Итоговый контроль также включает в себя переводные и выпускные экзамены.
Учителю необходимо установить, какая форма контроля подходит для текущего контроля, а какая - для итогового. Это можно сделать, учитывая время, которое занимает та или иная форма, а также количество материала, которое она позволяет проверить. Так, например, биологический диктант и кратковременная самостоятельная работа с полным правом могут быть отнесены к текущему контролю знаний и умений учащихся; они кратковременны и не могут охватить весь изученный материал. Тестовые задания, составленные по-разному, с разным количеством вопросов, могут быть как формой текущего, так и итогового контроля, однако чаще задания с выбором ответов используются при текущей проверке. Устный зачет по теме и письменная проверочная работа - формы итогового контроля, так как охватывают большое количество материала и занимают много времени.
Лабораторная работа может использоваться на итоговом контроле, однако, учитывая то, что она может проверить ограниченный круг умений учащихся, ее целесообразно комбинировать, как было сказано ранее, с другими формами проверки. На основании всего сказанного можно составить такую наглядную таблицу:
Виды контроля |
Формы контроля |
1. Текущий контроль |
1) Биологический диктант 2) Тестовые задания 3) Кратковременная самостоятельная работа |
2. Итоговый контроль |
1) Письменная проверочная работа 2) Лабораторная работа 3) Тестовые задания 4) Устный зачет по теме |
Итак, при анализе целей проведения контрольных мероприятий, выявляются 2 вида контроля, текущий и итоговый, каждый из них имеет свое место в процессе обучения биологии и выполняет определенные задачи обучения.