Тестовые задания

Мало знать, надо и применять.

Мало хотеть, надо и делать.

Гёте.

Проблема активизации урока, форм опроса и контроля заинтересовала меня ещё во время институтской практики. Работу по данной проблеме я начал, придя в школу, уже первые годы работы показали, что существующие формы и методы контроля не дают желаемых результатов, не делают учащихся субъектами данного процесса. Школьники малоактивны и воспринимают контроль как проверку, необходимую учителю, но ни как не деятельность, необходимую им самим. В связи с этим я решил изучить уже существующие формы и методы контроля, усовершенствовать их.

- Методы обучения в их традиционных вариантах иногда подразделены на методы преподавания, методы учения и методы контроля.

Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе:

оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную и др.

Процесс контроля – это одна из наиболее трудоёмких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями как для учащихся, так и для преподавателя. С другой стороны, его правильная постановка способствует улучшению качества обучения учащихся.

В сложившемся педагогическом процессе различают несколько видов контроля: предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый и выпускной.

Систему контроля образуют экзамены и зачёты, устный опрос, контрольные работы, рефераты, семинары, лабораторные работы, отчёты по летним заданиям. Такие методы контролирования успеваемости учащихся в настоящее время используют большинство учителей. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места.

Известные методы диагностирования успеваемости учащихся имеет определённые недостатки. Рассмотрим некоторые из них.

1) Могут возникать трудности, связанные с особенностями преподавательской работы:

- довольно часто проявляются несовпадения требований разных преподавателей, отличия в их уровне строгости при оценке одного и того же ответа;

- при организации текущих проверок знаний большого числа учащихся, когда оценивание проводится, главным образом, лишь по формальным критериям, наблюдается загруженность учителя рутиной мало творческой работой, связанной с большим объёмом информации, которую требуется подготовить, обработать и проанализировать за относительно короткий промежуток времени;

- возможная не беспристрастность учителя (по психологическим и иным причинам) к оценке ответов некоторых учащихся.

- иногда оценки, выставляемые учащимся оказываются недостоверными из-за опасения учителя, что они будут использованы для оценивания работы самого учителя.

2) Трудности, связанные со спецификой традиционной формы проверки знаний. Такие, как отсутствие чётко сформулированных стандартов знаний и конкретно очерченных объемов умений, достаточных для каждой положительной оценки (часто учитель мучается вопросом: «Какую оценку поставить – «неуд.» или всё же можно оценить как «удовлетворительно»?»)

3) Трудности связанные с учащимися: использование «шпаргалок, списывание, взаимопомощь» на уроке, что искажает достоверность оценки знаний учащихся и мешает учителю объективно взглянуть на качество своей педагогической работы.

4) Отсутствие объективных критериев оценки и эффективных механизмов сравнения результатов обучения по данной дисциплине в разных школах, что особенно актуально для выработки верной стратегии обучения учащихся. Принятая, преимущественно, методика приёма экзаменов по 3-4 вопросам в билете не позволяет оценить полноту освоения материала и провоцирует списывание.

Исходя из вышесказанного, детально изучив данный вопрос, я разработал свою систему контроля, и, таким образом, постарался найти решения существующих проблем. В данной работе я опирался на труды ученых-методистов, учителей-новаторов таких как Ю. К. Бабанский, В. Ф. Шаталов, И. М. Суслов, Е. В. Ильин, Ш. А. Амонашвили, У. Древс. Изучая труды этих поистине талантливых людей, я понял, что совершенствование контроля знаний, умений и навыков следует осуществлять на фоне оптимального психологического контакта в системе «учитель-ученик», в направлении активизации познавательной деятельности учащихся на данном этапе обучения.

Решения были найдены разные, а следовательно, результаты и эффективность контроля также получились различными.

Меня заинтересовали вопросы: какими критериями руководствуются учителя, планируя контрольные этапы, на какие задания надо опираться, чтобы составить и провести эффективный контроль знаний и умений учащихся? Ответ на эти вопросы, а также разработка контрольных мероприятий по теме «Тип Простейшие» и составляют цель моей работы.

Для достижения этой цели я поставил перед собой следующие задачи:

1) выяснить, каковы цели проведения контроля знаний и умений учащихся;

2) выяснить, какие формы контроля сложились в практике учителей биологии и какие рекомендации по проведению контроля дают учителя и методисты-ученые;

3) выяснить, каково место контроля при изучении биологии; в данной теме, как с наибольшей эффективностью сделать учеников заинтересованными участниками;

4) выяснить, какие формы контроля знаний и умений учащихся целесообразно использовать при изучении темы «Тип Простейшие»;

5) подготовить материалы для организации всех контрольных мероприятий по темам курса биологии;

6) детально изучить такие формы контроля как тест и диктант, усовершенствовать тестовый контроль по биологии;

7) составить рекомендации для учащихся в форме хронокарт с целью рационального использования времени для подготовки к контролю дома.