Пример кратковременной лабораторной работы при проверке 3-го цикла усвоения знаний.
Цели работы: показать особенности строения и процессов жизнедеятельности инфузории – туфельки, как более сложно организованного простейшего по сравнению с обыкновенной амебой, продолжить формулирование умений работать с микроскопом и наблюдать за живыми объектами.
Содержание работы:
1. Поставьте микроскоп в рабочее положение. Для этого поверните его штативом к себе на расстояние 5 – 8 см. от края стола, с помощью зеркала направьте свет в отверстие предметного столика.
2. Приготовьте микропрепарат: на предметное стекло с помощью пипетки капните культуру туфельки и в нее положите несколько волокон ваты; накройте каплю покровным стеклом.
3. Положите микропрепарат на предметный столик и с помощью винта плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии, близком от препарата.
4. Найдите в поле зрения микроскопа инфузорию – туфельку. Для этого с помощью винта медленно поднимайте тубус до тех пор, пока не появится четкое изображение туфельки на препарате.
5. Определите форму тела туфельки, ее передний (тупой) и задний (заостренный) концы тела, предротовое углубление.
6. Пронаблюдайте за передвижением инфузории – туфельки и определите при этом роль ресничек.
7. Зарисуйте инфузорию в тетради и подпишите увиденные вами части тела.
Эта кратковременная самостоятельная работа займет около 20 минут – значительное время на уроке, но она позволяет проверить и знания, и умения, усвоенные в данном цикле знаний. Как и в случае биологического диктанта и теста, задания данной работы не новы, а поэтому легки для учащихся. Я считаю, что и эту работу следует оценивать с максимальной строгостью.