История становления и развития российской системы профессионального образования с 1700 по 2001 г.г.
Таким образом, на наш взгляд, система среднего профессионального образования включает две составляющие: профессиональное образование и дополнительное образование. Последнее реализуется при повышении квалификации и переподготовке высвобождаемых работников, незанятого населения и призвана способствовать обеспечению эффективной, свободно избранной занятости граждан, удовлетворению потребностей в обучении и повышении роста профессионального мастерства, усилению конкурентоспособности кадров в условиях рыночной экономики, их профессиональной мобильности и социальной защищенности. Основными исходными положениями такой интегративной системы непрерывного профессионального образования могут быть следующие:
1. Системный подход к организации профессионального обучения на основе перестройки содержания и оптимизации методов обучения, путем интеграции подсистем профессионального образования в органически целостную, оптимально действующую и динамично развивающуюся систему. Под органически целостной системой понимается организационная и упорядоченная система с развитыми внутренними и целенаправленно устанавливаемыми внешними связями, новыми интегральными качествами, которых не было во взаимосвязанных подсистемах. Под динамичным развитием такой системы понимается педагогически организованное целенаправленное движение системы от суммативного уровня, когда профессиональные образовательные учреждения представляют собой последовательные, слабо связанные ступени непрерывного образования, к органически целостному состоянию, характеризующемуся интеграционными взаимосвязями их главных компонентов и основных параметров образовательного процесса.
2. Целостность профессиональной подготовки путем постоянного укрепления взаимосвязей ее основных компонентов на основе принципа интеграции и его взаимодействия с другими принципами обучения: политехнизма, преемственности, единства обучения и воспитания, мотивации учения и труда, проблемности. Органическая целостность системы профессиональной подготовки может быть достигнута в том случае, если все ее компоненты будут ориентированы на конечную цель - повышение качества подготовки квалифицированных специалистов.
3. Приоритет личности в выборе и построении своей образовательной траектории в соответствии со своими возможностями и способностями, потребностями рынка труда, как на государственном уровне, так и на уровне региона или муниципалитета.
4. Приоритет специальности в организации образовательных структур системы путем единой целевой направленности на конечные результаты при планировании и управлении профессиональной подготовкой. Опыт и проведенные исследования показывают, что реализация этого положения возможна лишь в том случае, если в процессе проектирования и осуществления обучения цели и задачи поэтапного усложнения теоретических и практических основ обучения будут приближены к профилю будущего специалиста и заложены в программы этапов образовательного процесса профессиональных учебных заведений.
5. Перестройка компонентов интегрируемых подсистем (целей и задач, содержания, средств и методов обучения; деятельности педагогов, учащихся и студентов) на основе программно-целевого подхода с учетом будущей профессиональной деятельности выпускника.