Системность и характеристика основных компонентов процесса профессионального обучения учащихся ПУ и студентов колледжа
В состав системы входят информационные компоненты, средства обучения, средства организации и управления. Определяющими для системы учебного процесса является состав изучаемых научных дисциплин, их связь и отношения между собой, чёткое выделение того, что является основным, определяющим и что дополнительным, вспомогательным.
На основе правила равновесного соответствия (состояния) всякое изменение в содержании, форме, действии одного ведущего компонента системы учебного процесса вызывает необходимость функционального изменения других ведущих компонентов системы.
Благодаря наличию обратных связей в системе обучения определяются установившиеся и неустановившиеся режимы. Под установившимся понимается такой режим, при котором процесс обучения во внешней системе имеет равномерную характеристику развивающегося действия. Если характеристика обучения отклоняется от заданной, имеет колебания и разрывы, то такой режим является неустановившимся. Например, когда планировался один результат, а получен другой, порой противоположный ожидаемому.
Система может быть прямого и непрямого (косвенного) воздействия. При системе прямого воздействия преподаватель непосредственно руководит обучением, а при системе непрямого воздействия учение проводится при помощи различных обучающих средств. Все отмеченное и проявляется в разработанной нами дидактической системе.
Зависимость между входными и выходными величинами системы при переходных процессах называется ее динамической характеристикой.
При этом выделяются системообразующие факторы:
- целей и задач - целенаправления (целеполагания);
- программирования результата;
- выбора методов достижения оптимального результата.
Представленная дидактическая система построена на основе целей и задач обучения, с предвидением конечного результата обучения - общего и ряда промежуточных результатов. Для системы и каждого ее компонента определяющим является не только результат приобретения студентами знаний, но и в такой же мере метод поиска и получения результатов, например, изменения содержания обучения.
Выбор метода достижения оптимального результата также является основой управления системой с целью достижения программируемого результата и оптимального функционирования всех компонентов системы.
Система учебного процесса характеризуется единством централизации и автономии составляющих ее компонентов. Здесь проявляется закономерность, что функция единой интегративной системы больше, чем система функций ее составляющих. Правила теории систем, выражающие автономию и связь компонентов, следующие:
- характеристика каждого компонента в отдельности недостаточна для полного описания системы в целом или этого компонента;
- роли компонентов эквивалентны, каждая из них в решении своих задач обоснована, но для общей характеристики недостаточна;
- каждый компонент характеризует систему функционально, но только со своей стороны;
- система не обособляет, а только соединяет действия компонентов в достижении ее целей и задач.
Координация компонентов проявляется во взаимообусловленности функций различных средств, форм и методов между собой, а также между преподавателями и студентами.