Дидактическое проектирование целей, содержания и технологии профессионального обучения
- активное (контекстное) обучение - организация активности по содержанию будущей профессиональной деятельности;
- игровое обучение - личностно-деятельностный характер приобретения ЗУН.
Технологии активного обучения (ТАО) реализуются через информацию и через деятельность (А. А. Вербицкий). Учебная деятельность академического типа - квазиопрофессиональная деятельность, то есть учебно-профессиональная деятельность. Информация выступает средством для освоения действий и операций профессиональной деятельности. Контекстное обучение студентов представляет интеграцию различных видов деятельности: учебной, научной, практической. В ТАО преподаватель и учитель становятся менеджерами образования.
ТАО подразделяют (Н. В. Борисова) на не иммитационные и иммитационные (контекстные). Все они приемлемы к инженерным дисциплинам.
Иммитационные - стажировка без должности, курсовые работы, дискуссии, программированное обучение, проблемная лекция и другие.
Иммитационные - игровые и неигровые (конкретные ситуации - исследование реальной обстановки). Метод анализа конкретных ситуаций по результатам проведенных нами АРИЗ развивает аналитическое и конструкторско-технологическое мышление студентов, образует системный подход к проблеме, выделяет правильные и неправильные решения, позволяет выбрать критерии оптимального решения ситуации (проблема, оценка, иллюстрация, упражнение), устраняет когнитивные барьеры.
В центр ТАО ставится деловая игра как наиболее сложная технология активного обучения контекстного типа, как универсальное и наиболее эффективное средство обучения. Игровое проектирование (курсовое, дипломное) зачастую перерастает в реальные проекты. Деловая игра разработки проекта с педагогикой сотрудничества побуждает познавательную активность и учебную деятельность студентов, содействует самостоятельности мышления и овладению ЗУН.
Активными методами общетехнической подготовки являются соответствующие научные дискуссии, деловые игры, моделирование производственных и педагогических ситуаций. Они отражают суть будущей профессии, формируют профессиональные качества личности будущего специалиста, являются полигоном отработки профессиональных умений и навыков, содействуют анализу ошибок и их сведению к минимуму в реальной действительности, устранению когнитивных барьеров (педпрактика), трудностей вербального (словесного) и невербального (жесты) общения.
Сущность проекта как деловой игры заключается в актуализации, накоплении и трансформации знаний в умения и навыки, накоплении профессионального опыта личности преподавателя и ее развитии. Студенты становятся творцами не только профессиональных ситуаций, но и собственной личности.
Таким образом, творческий учебный проект студента представляет идеальную модель деловой игры. В процессе проектирования и конструирования используется модульный принцип, состоящий из последовательных блоков действий (алгоритмов) и входящих в них операций. Блок действий в общем случае включает обоснование актуальности проекта; выбор материалов; разработку конструкции изделия, чертежей и технологии изготовления изделия; непосредственно сам процесс изготовления; испытание и доработку; безопасность, экономичность и экологичность изделия; защиту и оценку проекта.
Контроль процесса конструкторско-технологической учебной деятельности (подготовленности) студента представляет собой проверку хода и результата усвоения материала, умений, знаний, навыков (УЗН) согласно цели по уровням освоения: представление, воспроизведение, умения и навыки, творчество. Причем, творчество проявляется в продуктивной активности человеческого сознания в виде рационализаторства и изобретательства, на уровнях субъективной и объективной новизны.
Наиболее эффективно зарекомендовало мотивационное учение посредством умения выполнения творческих заданий с приобретением знаний и отработкой навыков (ТММ, ОВЗ, Резание материалов, станки и инструменты). Учебная инженерная деятельность (УД) представляет последовательность и сумму ориентировочной основы действия (ООД), исполнительных действий (ИД) и контрольных действий (КД). Результатом является инженерная подготовленность как способность оперировать необходимыми и достаточными ЗУН для решения инженерных задач и воспитанность как показатель отношения студента к окружающему миру.