Дидактическое проектирование целей, содержания и технологии профессионального обучения
Свойства всесторонности оценки инженерной подготовленности студента: объективность, качество и количество, точность, надежность, современность, результативность.
Оценка в общем виде состоит из педагогического метода оценки и объекта проверки и оценки.
Педагогический метод оценки предусматривает критерии оценки и включает цель, содержание и формы задания - способ получения исходных данных.
Объект проверки и оценки или предмет оценивания включает результаты деятельности: обученность, воспитанность, развитость способностей - исходные данные.
Все это подлежит обработке с получением результатов по качеству и показателей по эффективности и итогового результата (отметки).
Возможен рейтинговый контроль ЗУН: входной, текущий, рубежный, итоговый, промежуточный (тестами), отсроченный (остаточные ЗУН).
Тест - инструмент и метод для измерения свойств человека. Это система заданий, включающая не вопросы и задачи, а утверждения. Тесты подразделяются на педагогические, психологические, социологические, социально-психологические, культурологические и другие. Педагогический тест представляет собой систему заданий возрастающей трудности специфической формы.
Нормативно-ориентированный подход к тестированию позволяет сравнивать учебные достижения студентов друг с другом. Критериально-ориентированный подход позволяет выяснить, в какой степени студенты овладели необходимым учебным материалом (в % высший и низший баллы). Тестирование популяций осуществляется на всех студентах и таким образом выявляется сложность теста.
Проводится выборка стандартизации - группа, которая адекватно отражает состав популяции (репрезентативность выборки), для чего пропорционально представлялись все возрастные (1 - 5 курсы) группы популяции. Результаты проведения теста на этой выборке явились тестовыми нормами.
Сопоставлением индивидуального балла с нормами получается объективная оценка каждого испытуемого по сравнению с уровнем подготовки других студентов не зависимо от принадлежности к сильной или слабой группе.
Существует два вида критериально ориентированных тестов:
- оценка доли полного объема материала, которую усвоил испытуемый (общая сумма ЗУН принимается за 100%). Уровень учебных достижений определяется в %;
- перевод тестовых баллов в традиционную систему оценок в зависимости от содержания и планируемой трудности теста, например: 100 - 90 % - 5 баллов, 90 - 80 % - 4 балла, 80 - 60 % - 3 балла, менее 60 % - 2 балла.
Содержание теста отражает цель, ЗУН, спецификацию как набор описательных схем, репрезентативность заданий содержанию, системность подхода к изучению и отражению учебного материала (деление на блоки).
Вопросы для самопроверки:
1. Роль общетехнических знаний и умений в современных технологиях промышленных производств.
2. Показатели и критерии умений выполнения элементов профессиональной подготовки.
3. Формирование конструкторско-технологического мировоззрения и умений в процессе учебной проектной деятельности.
4. Системность в формировании инженерных умений.
5. Основные принципы инженерной проектной деятельности.
6. Методология обучения инженерным дисциплинам в преобразующей материальный мир деятельности.
7. Мотивация, методы и формы инженерной преподавательской деятельности.
8. Обобщенные педагогические технологии преподавания общетехнических дисциплин (проблемное, концентрированное, модульное и др. обучение).
9. Реализация технологий активного обучения (ТАО) через творческую проектную деятельность как деловую игру.
10. Тестирование и его технологии в профессиональном обучении.