Целевая ориентация, стимулирование и мотивация учения, формирование новых знаний, умений, навыков; оптимизация форм, методов и средств в ходе реализации педагогических проектов
В образовательной области "Технология" основной дидактической единицей предусматривается проектная деятельность учащихся. В связи с этим заслуживает интерес рассмотрения генезиса понятия проектной деятельности.
Деятельность - важнейшая форма проявления активного отношения человека к окружающей действительности (Педагогическая энциклопедия. - М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1964).
Деятельность - специфичная форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности (Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 1993).
Любая деятельность, осуществленная ее субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.
Цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания.
Действие как составляющая деятельности рассматривалось Дж. Дьюи в русле философии прагматизма. Действия он рассматривал в качестве инструменталистского содержания понятий.
Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности.
В психологии принято рассмотрение структуры деятельности, включающей следующие ее составляющие: потребность, мотив, задача, средства (решения задачи), действия, операции [6] .
Деятельность подразделяется на индивидуальную и коллективную.
Использование понятия деятельности в психологии позволяет изучать сознание и личность человека в тесном единстве с исторически развивающейся действительностью. От уровня ее развития и конкретных особенностей ее предметного содержания зависят состав и функционирование сознания и способностей человека (его восприятия и т.д.), характер межличностных отношений, черты и качества личности.
В качестве мотивов деятельности выступают различные потребности, интересы, склонности, чувства, сознание долга, ответственности. Наличие мотивов придает деятельности определенный смысл, определяет ее значимость для человека.
Деятельность всегда имеет определенную направленность. В итоге ее всегда должно быть что-то достигнуто. Действуя, человек мысленно предвидит результат своих действий.
Особую важность для современного человека имеют отдаленные, перспективные цели, связанные с жизнью коллектива, с целями общества.
Деятельность человека характеризуется также и определенными средствами, с помощью которых она осуществляется. К ним относятся материальные орудия, способы их употребления, языковые средства, зафиксированные в них знания, приемы умственной работы и т.д. Успешное выполнение всякой деятельности требует овладения необходимыми для нее средствами и предполагает формирование у человека умений и навыков пользоваться этими средствами.
Всякая деятельность требует определенных умений и навыков. В процессе деятельности они вырабатываются. Умения и навыки - необходимое внутреннее условие успеха всякой деятельности. Они дают возможность человеку владеть своими силами, целесообразно ими пользоваться, экономить их, ускорять процесс достижения цели, повышать продуктивность своей деятельности. Владея средствами, техникой и технологией деятельности, человек становится мастером своего дела, получает возможность творческого его выполнения.
Важнейшее условие успешной деятельности - осуществление ее со знанием дела. Познавательная основа деятельности имеет определяющее значение в формировании таких ее качеств, как перспективная направленность, сознательная мотивация, планомерный характер. Требуя различных познавательных процессов, деятельность в свою очередь создает условия для их успешного протекания и развития. Как показали исследования психологов (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) именно в деятельности развиваются ощущения, восприятия, процессы памяти, мышления, воображения, формируются знания, приобретается жизненный опыт, возникают новые потребности и интересы, эмоциональные и волевые, умственные и нравственные свойства человека. Развиваются его общие и специальные способности. Тем самым создаются внутренние условия для развития самой деятельности, обогащения ее содержания , возникновения новых ее видов и форм (Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1959).