Организация и методика исследования.
Экспериментальная работа осуществлялась в ЦДЮТ «Бабушкинский» и общеобразовательной школе № 529 Северо-Восточного административного округа г. Москвы.
В экспериментальном исследовании принимали участие дети первого года обучения. Всего участвовало 54 ребенка. В экспериментальную группу вошло 27 человек – это воспитанники ЦДЮТ «Бабушкинский». Они занимаются в трех детских коллективах:
Детский театр кукол «Теремок» - педагог Егорова М. В.
Обучение детей флористике – педагог Нечай Е. А.
Основы декоративно-прикладного и оформительского искусства – педагог Черникова М. А.
В контрольную группу вошло 27 человек, учащиеся 1 класса «В» общеобразовательной школы № 529.
Средний возраст детей 6 – 7 лет.
Экспериментальное исследование проводилось в 3 этапа:
1 этап – констатирующий срез.
Цель: диагностика исходного уровня развития познавательных процессов, таких как внимание, память и мышление.
Для диагностики устойчивости внимания использовали методику Шульте (числовой вариант).1
Испытуемому поочередно предлагали две таблицы, в которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25.
А
11 |
3 |
14 |
21 |
10 |
23 |
18 |
7 |
4 |
17 |
1 |
16 |
25 |
12 |
8 |
19 |
24 |
22 |
2 |
15 |
13 |
5 |
9 |
20 |
6 |
Б
19 |
1 |
17 |
6 |
22 |
13 |
15 |
12 |
2 |
25 |
4 |
20 |
16 |
10 |
7 |
14 |
9 |
5 |
3 |
21 |
8 |
24 |
18 |
23 |
11 |
Ребенок должен как можно быстрее отыскать все числа по порядку, начиная с одного, показывая и называя их вслух. Второе задание – отыскать числа в убывающем порядке, начиная с 25. Норма для выполнения задания – 1 минута.
Во избежание запоминания детьми местонахождения чисел одной и той же таблицей мы не пользовались более двух раз.
Эта проверка проводилась с каждым ребенком индивидуально, в тихой и спокойной обстановке. Мы сажали ребенка за отдельный стол, где находились необходимые для работы предметы: бланк с заданием, ручка, секундомер. Затем ребенку объяснялось задание, выяснялось, понял ли он его, и начало выполнения задания отмечалось включением секундомера.
Уровень развития кратковременной памяти проверили с помощью методики «Оперативная память».1 Для этого использовали 10 рядов из 5 чисел в каждом. Детям мы называли числа одного ряда. Им надо было запомнить эти числа в том порядке, в котором они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученную сумму записать в соответствующую строку бланка. Так поступили с каждым рядом предложенных чисел. Если у испытуемых возникали вопросы, мы их полностью снимали, затем дети приступали к выполнению задания. Интервал между чтение чисел в каждом из рядов – 25 секунд. Процедура тестирования занимала не более 5 минут.