Организация и методика исследования.

Экспериментальная работа осуществлялась в ЦДЮТ «Бабушкинский» и общеобразовательной школе № 529 Северо-Восточного административного округа г. Москвы.

В экспериментальном исследовании принимали участие дети первого года обучения. Всего участвовало 54 ребенка. В экспериментальную группу вошло 27 человек – это воспитанники ЦДЮТ «Бабушкинский». Они занимаются в трех детских коллективах:

Детский театр кукол «Теремок» - педагог Егорова М. В.

Обучение детей флористике – педагог Нечай Е. А.

Основы декоративно-прикладного и оформительского искусства – педагог Черникова М. А.

В контрольную группу вошло 27 человек, учащиеся 1 класса «В» общеобразовательной школы № 529.

Средний возраст детей 6 – 7 лет.

Экспериментальное исследование проводилось в 3 этапа:

1 этап – констатирующий срез.

Цель: диагностика исходного уровня развития познавательных процессов, таких как внимание, память и мышление.

Для диагностики устойчивости внимания использовали методику Шульте (числовой вариант).1

Испытуемому поочередно предлагали две таблицы, в которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25.

А

11

3

14

21

10

23

18

7

4

17

1

16

25

12

8

19

24

22

2

15

13

5

9

20

6

Б

19

1

17

6

22

13

15

12

2

25

4

20

16

10

7

14

9

5

3

21

8

24

18

23

11

Ребенок должен как можно быстрее отыскать все числа по порядку, начиная с одного, показывая и называя их вслух. Второе задание – отыскать числа в убывающем порядке, начиная с 25. Норма для выполнения задания – 1 минута.

Во избежание запоминания детьми местонахождения чисел одной и той же таблицей мы не пользовались более двух раз.

Эта проверка проводилась с каждым ребенком индивидуально, в тихой и спокойной обстановке. Мы сажали ребенка за отдельный стол, где находились необходимые для работы предметы: бланк с заданием, ручка, секундомер. Затем ребенку объяснялось задание, выяснялось, понял ли он его, и начало выполнения задания отмечалось включением секундомера.

Уровень развития кратковременной памяти проверили с помощью методики «Оперативная память».1 Для этого использовали 10 рядов из 5 чисел в каждом. Детям мы называли числа одного ряда. Им надо было запомнить эти числа в том порядке, в котором они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученную сумму записать в соответствующую строку бланка. Так поступили с каждым рядом предложенных чисел. Если у испытуемых возникали вопросы, мы их полностью снимали, затем дети приступали к выполнению задания. Интервал между чтение чисел в каждом из рядов – 25 секунд. Процедура тестирования занимала не более 5 минут.

Перейти на страницу: 1 2