Организация и методика исследования.
Далее определяли уровень развития мышления.2
Для этого каждому испытуемому предлагался бланк с 22 задачами и чистый лист бумаги для записи ответов. После соответствующей команды дети приступали к выполнению этого задания. Процедура тестирования занимала 20 минут.
Автор теста предлагает следующую качественную оценку результатов теста:
- решили с 1 по 7 задачу– это низкий уровень развития мышления, так как ребенок может действовать в уме в минимальной степени, ребенок недостаточно высоко анализирует условие, не может выделить структурную общность задач с предыдущими;
- решили с 1 по 14 задачу– это средний уровень развития мышления, так как можно считать, что действие анализа у ребенка развито, хорошо развито у него способность действовать в уме, потому что он может заменить данные отношения на обратные;
- успешное решение ребенком всех задач позволяет говорить об относительно высоком уровне сформированнсти у него теоретического способа решения проблемы, теоретического подхода к проблемным ситуациям.
2 этап – формирующий эксперимент.
Его цель внедрение специально разработанной по итогам первого этапа исследования коррекционной программы, направленной на развитие внимания, памяти, мышления у детей экспериментальной группы, что должно было явиться показателем изменения уровня проявления у них познавательной активности. Данная программа состояла из семи занятий и включала в себя упражнения на тренировку и развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, а также пространственного ориентирования. Упражнения были построены по типу нарастания сложности и включали в себя различные виды и формы отдельных познавательных процессов.
Каждое занятие начиналось с четко поставленной цели, к которой в течение занятия возвращались не раз; каждое действие, задание было мотивировано. В результате этого учащиеся становились соучастниками работы. Упражнения и игры проводились два раза в неделю.
3 этап – контрольный срез.
Цель: проверка эффективности формирующего эксперимента.
Для выявления изменений в уровне развития познавательных процессов у детей экспериментальной группы и сравнение этих изменений с контрольной группой использовались те же методики, что и при констатирующем срезе.