Обследование речевого развития ребенка и подвижности.
Данные исследований М.М. Кольцовой, Л.В. Фоминой и других ученых ( см. выше – «теоретическую часть» ) показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у ребенка. Следовательно, если у ребенка недостаточно развита речь, сформирована артикуляционная моторика, бывает также недостаточно развита и скоординирована мелкая моторика рук. Поэтому педагог – логопед, обследуя звукопроизношение ребенка, не только выявляет группу (группы) нарушенных звуков, строение и подвижность артикуляционного аппарата, но и проверяет координацию мелкой моторики пальцев.
Обследование звукопроизношения:
В первую очередь выявляют, какая группа (группы) звуков нарушена. Для этого детям младшего возраста можно дать картинку с простым сюжетом, но такую, чтобы на ней были изображены предметы и действия, в названиях которых есть все группы звуков. Ребенок отвечает на вопросы по картинке, а воспитатель отмечает дефекты его произношения. Старшим детям педагог может предложить повторить за ним предложения, в которых также встречаются все группы звуков, например : Бабушка Женя сушила мокрое белье на веревке. Галин черный щенок резвится около дома. Если этого будет недостаточно для определения нарушений звуков, целесообразно воспользоваться картинкой ( см. выше. ).
Далее определяют уровень неправильного произношения звука. Чтобы выяснить, может ли ребенок правильно произнести изолированный звук, воспитатель просит малыша повторять этот звук за собой, используя различные игровые приемы. Затем ребенку даются предметные картинки, и он демонстрирует свое умение произносить этот звук в различных словах. А при повторении за педагогом фраз, насыщенных этом звуком, выявляется умение правильно употреблять его во фразовой речи.
Образцы предложений для проверки наиболее часто нарушаемых звуков : У Зои заболели зубы. Курица с цыплятами пили воду около колодца. Сима и Сеня весело смеялись. У Зины зимой зябнет нос.
У Маши новые шапка и шубка. Жук жужжит – жжж. Щеткой чищу я щенка. Девочки и мальчики скачут как мячики.
Лампа упала со стола. Лида и Лена гуляли на улице.
У Раи на руке рана. Рита с Риммой варят рис.
Яша ел сладкие яблоки. Емеля едет еле—еле. Ежик у елки наколол гриб на иголки. Юля дала Юре юлу. Лайка, громко не лай, Юле спать не мешай.
Коля катается на коньках. Галя гонит гусей домой. Хлебница стоит на холодильнике. Никите купили кеды и кепку. Гена надел сапоги. Мухи сели на хлеб.
Волк воет – в-в-в. Бабушка была больна. Даша дала дыню Диме.
Тетя Дина сидит на диване.
Воспитатель отмечает в тетради результаты проверки ( произнесение изолированного звука, в словах, во фразах ), определяет уровень нарушения и делает вывод о характере коррекционной работы ( постановка звука, автоматизация или дифференциация со звуком-заменителем ).
Так как фонематические дефекты звукопроизношения обусловлены нарушением фонематического слуха, воспитатель должен проверить его состояние. Для этого педагог определяет умение ребенка дифференцировать (различать) на слух следующие группы звуков : свистящие – шипящие ( с - ш, з - ж, с
’ - щ, ц - ч), сонорные ( л - р
), звонкие – глухие ( б - п, д - т, г - к
), твердые – мягкие ( т - т
’, д - д
’, н - н
’
). Одним из наиболее доступных приемов проверки является такой. Воспитатель просит ребенка повторить за ним в той же последовательности два слога, например : са - ша
( ши - сы, со - шо, шу - су
и др. ) – для детей пяти лет. Шестилетним детям можно предлагать для воспроизведения по три слога, например : са - ша - са
( сы - сы - ши, шо - со - шо, шу - шу - су
). Проговаривая слоги, воспитатель закрывает рот экраном (листом бумаги), который держит на расстоянии 10 – 15 см, чтобы ребенок не мог использовать как подсказку видимые им движения органов артикуляционнго аппарата. Сначала воспитатель произносит звуки медленно, затем постепенно убыстряя темп.
Так как фонетические нарушения звукопроизношения связаны в основном с нарушением речедвигательного анализатора, воспитатель должен зафиксировать отклонения в строении органов артикуляционного аппарата – челюстей, зубов, твердого неба. Наиболее частыми дефектами челюстей и зубного ряда являются различные нарушения прикуса ( соотношения верхнего и нижнего зубных рядов при сомкнутых челюстях ):
прогения – передние зубы нижней челюсти выступают далеко вперед ;
прогнотия – передние зубы верхней челюсти сильно выдвинуты вперед ;
открытый прикус – при сомкнутом положении верхней и нижней челюстей остается свободным промежуток между верхними и нижними зубами. Если промежуток образуется между передними зубами при сомкнутых боковых, это передний открытый прикус ; если промежуток наблюдается между боковыми зубами при сомкнутых передних, это передний открытый прикус.