Обследование речевого развития ребенка и подвижности.
Могут наблюдаться и отклонения в строении зубного ряда : отсутствие тех или иных зубов, редко поставленные зубы.
Воспитатель отмечает также особенности в строении твердого неба, т.к. от его формы будут зависеть движения и положения языка ( высокое, узкое (готическое) небо ).
Далее педагог проверяет подвижность органов артикуляционного аппарата – умение ребенка выполнять основные движения, необходимые для произношения звуков родного языка. Сначала выявляется возможность осуществления каждого движения в отдельности, а потом переключения с одного движения на другое – противоположное первому. Таких пар движений шесть :
растянуть губы в улыбке, обнажая резцы, сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой. Переключать губы из положения в улыбке на положение вытянутые трубочкой ( без движений нижней челюсти );
зубы сомкнуты, губы в улыбке, обнажают резцы, зубы разомкнуты примерно на 2 см, губы в улыбке, обнажают резцы. Чередовать движения нижней челюсти – смыкание, размыкание зубов ( без участия губ и выдвижения нижней челюсти вперед );
зубы разомкнуты примерно на 2 см, губы в улыбке, обнажают резцы. Высунуть язык и повернуть к правому углу рта ; то же, но повернуть язык к левому углу рта. Чередовать движения языка от левого угла к правому и наоборот при положении губ в улыбке ( без движений нижней челюсти влево и вправо );
широкий язык положить на нижнюю губу, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Узкий язык просунуть между резцами, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Переключать положение языка с широкого на узкий при открытом рте ( без движений губ );
поднять широкий кончик языка к альвеолам, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз ;
приблизить широкий кончик языка к нижним резцам, губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад к подъязычной связке при выгнутой вверх задней части спинки языка. Чередовать движения языка вперед – назад, губы при этом в улыбке, обнажают резцы ( без движений нижней челюсти ).
И, наконец, педагог проверяет развитие мелкой моторики рук. Для этой цели используются следующие упражнения :
одновременно поворачивать кисти обеих рук вверх то ладонями, то тыльной стороной ( при поворотах ребенок должен приподнимать кисти рук, а не прижимать ребро ладони к столу );
кисти обеих рук одновременно сжимать в кулак, а затем разжимать соединенные вместе пальцы ; при каждом движении кулаки или ладони кладутся на стол ;
положить кисти обеих рук на стол : левую ладонью вниз, правую ладонью вверх, затем одновременно перевернуть ладони ;
положить кисти обеих рук на стол – ладонь левой руки сжать в кулак, а правой – раскрыть, затем одновременно менять эти положения, т.е. разжимать левую руку и сжимать в кулак правую ;
поочередно прижимать большой палец руки ко всем остальным («здороваться»), при этом пальцы должны касаться друг друга подушечками. Упражнение проводится то правой, то левой рукой, локоть при этом стоит на столе ;
последовательно ударять подушечками пальцев правой, а потом левой руки по столу при слегка приподнятой кисти руки.
Для успешного выполнения упражнений необходимо, чтобы ребенок правильно сидел : высота стола и стула должна быть такой, чтобы локти малыша все время спокойно лежали на поверхности стола, спина должна быть прямой, а ноги стоять на твердой опоре.
Кроме перечисленных упражнений, можно использовать следующие : «Сделай бинокль» – соединить большой палец с указательным ( остальные пальцы плотно примыкают друг к другу ); «Сделай плетень» – соединить кисти рук тыльной стороной ( локти стоят на столе ) и переплести пальцы одной руки с соответствующими пальцами другой ; «Шагаем через кочки» – большим пальцем захватить безымянный и мизинец, а указательный и средний поочередно «шагают через кочки» ( разложенные на расстоянии 2 – 3 см друг от друга 5 – 6 счетных палочек ), не задевая их, высоко поднимая «ноги» (пальцы).
В процессе этих упражнений учитывают точность выполнения движений в различном темпе ( от медленного до быстрого ). Отмечают также, участвуют ли органы артикуляционного аппарата в выполнении движений рук, например, если ребенок закусывает губу или язык и т.п., это свидетельствует о недостаточной сформированности двигательной сферы.
Дети с недостаточно развитой мелкой моторикой требуют повышенного внимания и во время занятий по физической культуре ( особенно, когда проводятся упражнения на выработку координации движений ), музыкальных занятий ( особенно тогда, когда проводятся музыкально - ритмические движения ).