Методы исследования процесса литературного развития школьников.
Так в конкретных вопросах, предложенных учащимся для "срезовой" работы, как бы сфокусировались и таким образом выявились педагогические связи между учебным материалом (художественное произведение в его специфике) и учеником с особенностями его художественного восприятия. "Срезы" повторялись (без вариаций) на разных возрастных ступенях (8-10 классы). Они дали возможность воссоздать возрастную динамику художественного восприятия в процессе обучения и сделать соответствующие частные выводы о протекании процесса литературного развития учащихся.
В описанном опыте не учитывался такой важный элемент педагогического процесса, как методы обучения, конкретная методическая система изучения учебного материала. Этот элемент был включен в опыт, когда с помощью метода "срезов" выявлялся характер сдвигов в художественном восприятии, происшедших под воздействием обучения. Например, стремясь определить характер изменений в восприятии лирики Маяковского, происшедших в результате ее изучения в классе, был проведен первый "срез" до изучения, а второй после него. В определении объема и характера изменений в восприятии участвовали не только учебный материал (стихотворения В.Маяковского) и ученики с возрастными, типологическими и индивидуальными особенностями восприятия лирической поэзии, но и как определяющий момент методический вариант анализа лирики в выпускном классе. Результаты "срезовых" работ изучались с учетом взаимодействия этих основных трех моментов процесса обучения, таким образом был реализован собственно методический подход к методам исследования литературного развития учащихся в процессе обучения.
При таком подходе метод "срезов" приобретал содержательность и направленность, входя в систему обучающего эксперимента как один из самых важных методов исследования процессов обучения и развития учащихся.
"Срезы", проведенные в связи экспериментальной проверкой критериев и определением возрастных ступеней в литературном развитии старших школьников на материале лирических стихотворений и рассказа К.Г.Паустовского, показали результат непосредственного читательского восприятия нового, не изучавшегося в классе текста. Именно такой подход был необходим при определении самостоятельного читательского прочтения и осмысления литературного произведения, так как уровень актуального развития читателя проявляется прежде всего в глубине и самостоятельности чтения.
"Срезы", осуществленные в связи с изучением характера сдвигов в читательском восприятии под воздействием обучения, отражают известные этапы процесса становления читателя-школьника, помогают раскрыть роль теоретических и историко-литературных знаний в углублении читательского восприятия тех произведений, которые читались и анализировались в классе .
В данном случае "срезы", проведенные до изучения указанных литературных произведений, дают картину непосредственного читательского восприятия, а "срезы", проведенные после изучения, показывают новый результат, полученный в процессе школьного анализа и усвоения знаний, и дают возможность определить объем и характер изменения восприятия (сдвига).