Методы исследования процесса литературного развития школьников.
Метод "срезов", таким образом, фиксирует два различных, но органически связанных этапа в становлении читателя-ученика. Изучение литературного произведения, самостоятельная работа над текстом, усвоение и применение теоретических знаний - это прямой путь, как показывает вся практика обучения, к углублению непосредственного читательского восприятия, следовательно, стимул литературного развития.
"Логические категории, понятия, определения суть моменты познания художественного образа; они выделяются, фиксируют главное, существенное, закономерное в нем и тем самым дополняют наши представления о произведении по сравнению с его непосредственным конкретно-чувственным восприятием", - пишет А.С.Бушмин.
Школьный анализ литературного произведения направлен на создание научно-концептуального подхода к произведению у читателя-школьника. С помощью "срезов", проведенных до анализа и после него, можно выявить различные этапы одного сложного процесса углубления и совершенствования читательского восприятия, а через него и самого литературного развития.
Изучение литературных способностей осуществляется разнообразными методами. Среди них важное место занимает анализ продуктов творческой деятельности (стихов, рассказов, сочинений), являющихся материалом, на основании которого можно судить о творческих возможностях того или иного лица, об особенностях того или иного дарования. Большое внимание в психологической литературе уделено также методу анализ процесса творческой деятельности. Являясь весьма эффективным, этот метод требует длительного и кропотливого исследования. Частным вариантом этого метода является метод "срезов", который состоит в сравнительном анализе последовательных этапов творческой деятельности и последовательных вариантов того продукта творчества, над которым ведется работа. Также большое место занимает экспериментальное изучение литературных способностей. Для учителей и руководителей литературных кружков большое практическое значение имеет метод анализа разного рода сочинений. Этот метод весьма прост и дает возможность быстро ориентироваться в группе учащихся, проанализировать сочинения более способных и менее способных учащихся с целью выяснения основных компонентов литературных способностей.