Формирование компонентов литературных способностей у школьников.
В течение ряда лет психолог В.П.Ягункова изучала школьников, систематически занимающихся литературным творчеством. Длительные наблюдения за способными школьниками и за процессом их литературного творчества, а также лабораторные эксперименты, проводившиеся со старшими школьниками по специально разработанной методике, позволили ей выявить следующие основные компоненты литературных способностей: поэтическое восприятие действительности, эмоциональная впечатлительность, художественная наблюдательность, хорошая образная и эмоциональная память, образное мышление и творческое воображение, богатство языка, обеспечивающее относительную легкость словесного оформления образов.
Не все компоненты литературных способностей одинаково развиты у школьников. Например, у одних школьников поэтическое восприятие действительности характеризуется в большой мере яркостью образов и эстетическим переживанием их, у других оно больше связано с эмоциональным восприятием образов, у третьих - с эмоциональным восприятием человеческих чувств и отношений.
Основным методом развивающей работы может быть психолого-педагогический эксперимент. Под ним понимается специально организованная учебная работа, в процессе которой осуществляется формирование литературных способностей. Другими методами являются: систематические наблюдения за развитием способностей детей в процессе учебных и внеклассных занятий, беседы и индивидуально-групповые занятия (консультации, разного рода литературные упражнения и игры, обсуждения рассказов и стихов учащихся, выпуск стенгазет), анализ сочинений и других творческих работ.
Центральным вопросом психолого-педагогического эксперимента является организация системы творческих работ учащихся как деятельности, в процессе которой и в связи с которой формируются те или иные компоненты литературных способностей. Сюда относятся сочинения по собственным жизненным впечатлениям учащихся, описания, сочинения на свободную тему. В целях оживления творческой инициативы школьникам можно предложить выпускать классный рукописный литературный журнал.
Некоторые приемы формирования
компонентов литературных способностей:
1. Организация наблюдений. Словарная работа в связи с наблюдениями.
Ученики часто употребляют известные им словосочетания чисто механически, не испытывая никаких чувств, не видя за словами образов. Между тем при непосредственном восприятии литературных текстов школьники любого возраста отзываются не только на содержание того или иного произведения, но и на художественную форму, хотя часто и не осознают этого. Поэтому следует организовывать систематические наблюдения учащихся, целью которых развитие наблюдательности, формирование эмоционально-эстетического отношения, накопление поэтических представлений и соответственного им словарного запаса.
Чтобы писать хорошо, надо видеть хорошо - так обосновывается организация наблюдений и словарная работа в связи с наблюдениями. Наблюдать - это значит внимательно рассматривать, не просто смотреть, но и думать при этом, подыскивать сравнения, стараться заметить что-то, чего раньше не замечали.
По ходу наблюдения проводится словарная работа: коллективно подбираются слова и словосочетания, которыми можно было бы описать виденное.
2. Виды сочинений и их качественный анализ.
В системе письменных работ сочинения творческого характера занимают видное место. Творческие сочинения являются одним из наиболее эффективных приемов развития содержательной, точной и выразительной письменной речи. Отдельные слова и словесные ассоциации, обозначающие предметы, явления, их качества и свойства, их взаимоотношения и их действия, актуализируются быстрее, свободнее в том случае, когда их чувственное содержание в виде образов и представлений имеется в памяти человека.
Творческие сочинения в большей мере, чем какие-либо другие письменные работы, формируют самостоятельность учащихся, поскольку каждый из них должен писать на основе своих наблюдений или вообще собственного опыта восприятий и представлений, что в известной мере предохраняет учащихся от списывания, ненужного заимствования, повторения избитых фактов, затертых фраз. Наконец, творческие сочинения дают простор для развития творческого воображения.