Формирование компонентов литературных способностей у школьников.
Язык художественного произведения должен быть и художественным и вместе с тем точным и экономным. Образные и рассудочные моменты переплетаются в процессе литературного творчества. Применение метафорических и точных эпитетов - дело стиля и дело литературного вкуса.
Психолог В.П.Ягункова разделяет школьников на четыре группы:
1-я группа - картинно-рассудочный тип (высокие показатели картинности и рассудочности при относительно низких показателях эмоциональности).
2-я группа - рассудочный тип (высокие показатели рассудочности при относительно низких показателях картинности и особенно эмоциональности).
3-я группа - картинно-эмоционально-рассудочный тип ( высокие показатели всех трех компонентов).
4-я группа - эмоционально-рассудочный тип (высокие показатели рассудочности при относительно низких показателях картинности, но при относительно более высокой эмоциональностью).
В имевшихся до сих пор исследованиях выделение типов учащихся строилось на противопоставлении эмоционально-образного и рассудочного типов письменной речи. Н.А.Лисенкова, анализируя письменную речь школьников (по материалам их разнообразных письменных работ), установила три типа письменной речи: 1) выразительной речи с двумя подтипами - а) образно-выразительной и б) эмоционально-выразительной; 2) логически связанной речи и 3) смешенный тип. По ее данным, "у испытуемых, обладающих речью выразительного типа, очень слабо представлен компонент логической связности".
Как показывает анализ решения творческих задач на понимание и применение эпитетов, словесно-логический компонент не противопоставлен наглядно-образному и эмоциональному компонентам и отнюдь не играет второстепенной роли в отношении литературной одаренности. Все дело в том, служит ли этот компонент формированию художественного образа или не служит.
Высокий показатель рассудочного компонента у школьников проявляется в том, что при выполнении творческой работы они сочетают метафорические (образно-синтетические) приемы речевого выражения с употреблением неметафорических эпитетов и точных определений. Именно высокий показатель рассудочного компонента (анализа и синтеза) при наличии хорошо фиксированных предметных представлений содействует пониманию и применению, а в ряде случаев и созданию метафорических приемов выразительности.
При решении литературных задач на понимание и применение метафор выявляются индивидуальные различия учащихся. Характеристика типов учащихся в зависимости от соотношения наглядно-образного (картинный тип решения), эмоционального (эмоциональный тип решения) и словесно-логического (рассудочный тип решения) компонентов психической деятельности, которую дали на применение и понимание эпитетов, в основном распространяется и на применение и понимание метафор.
Самые способные в литературном отношении учащиеся характеризуются (в пределах понимания и применения литературных средств языка) относительно высокими показателями наглядно-образного, словесно-логического и эмоционального компонентов психической деятельности.
Индивидуально-психологические особенности учащихся, выявленные в понимании и применении ими некоторых тропов, проявляются и при анализе продуктов их творчества в целом. Школьники группируются по определенным типам не только в зависимости от особенностей понимания и применения эпитетов и метафор, но и в зависимости от характерных для них проявлений живописности, эмоциональной или словесно-логической насыщенности продуктов творчества.