Введение
Цель исследования состоит в выявлении эффективных условий формирования действия контроля в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками. В соответствии с целями были намечены следующие задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме;
2. изучить сущность действия контроля в учебной деятельности;
3. провести диагностику сформированности действия контроля у учащихся 3 класса;
4. разработать и апробировать экспериментальную модель, направленную на развитие действия контроля у младших школьников в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками.
Объект исследования: процесс формирования действия контроля.
Предмет исследования: особенности формирования действия контроля в процессе работы над вычислительными навыками.
Теоретический анализ проблемы исследования позволил сформировать следующее предположение: формирование действия контроля будет более эффективным, если:
1. учитель выделит структурные особенности действия контроля для отдельных вычислительных приёмов;
2. в процессе обучения будет использоваться система заданий, направленная на усвоение алгоритмов контрольных действий учащимися;
3. учитель будет ставить перед учащимися задачи на контроль.
Методологической основой исследования явились идеи о теории учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкин) и поэтапного формирования умственных действий (Н.Ф. Талызина, Л.Я. Гальперин). А также работы М.А. Бантовой, Н.Б. Истоминой, И.А. Аргинской по методике формирования вычислительного навыка.
В исследовании применялись следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; беседа, опрос, анализ результатов работ учащихся; применение заданий, предназначенных для определения у учащихся уровня общего умения осуществлять действие контроля при работе над вычислительными навыками; эксперимент:
База исследования: школа №25 г. Иркутска, 3 «Д» класс.