Особенности формирования действия контроля в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками.
Развитие умственных действий даёт возможность для развития всех структурных элементов учебной деятельности, а следовательно и действия контроля как компонента этой деятельности.
О сформированности любого умственного действия можно говорить лишь тогда, когда ученик сам, без вмешательства со стороны выполняет все операции приводящие к решению.
Умение осознано контролировать выполняемые операции позволяет формировать вычислительные навыки более высокого уровня, чем без наличия этого умения.
Выполнение вычислительного приёма – мыслительный процесс, следовательно, овладение вычислительным приёмом и умение осуществлять контроль за его выполнением, должно происходить одновременно в процессе обучения.
Структура действия контроля должна соответствовать предметному содержанию процесса выполнения вычислительных приёмов, поэтому целесообразно обучать учащихся не только общему способу контроля, но и умению переносить этот способ на конкретные виды вычислительных приёмов.
Важными представляются следующие условия формирования действия контроля в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками:
1. осознание назначения контроля учащимися;
2. формирование у учащихся контрольных суждений;
3. постановка учителем перед учащимися задачи на контроль;
4. совместное планирование действий и контроль за их выполнением;
5. использование заданий, направленных на усвоение алгоритмов контролирующих действий учащимися;
6. критическое отношение учащихся к контролю со стороны других детей, учителя;
7. формирование потребности в действии контроля.
Перечисленные условия формирования действия контроля в процессе работы над вычислительными приёмами и навыками позволят учащимся избежать трудностей в вычислениях, помогут ученикам быть более внимательными в процессе овладения вычислительными приёмами.