Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетенции подростков на уроках иностранного языка
Целью обучения иностранному языку в рамках базового курса является овладение учащимися основами иноязычного общения, в процессе которого происходит воспитание, развитие и образование личности школьника. Овладение основами иноязычного общения предполагает достижение школьниками минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, т.е. способности к готовности осуществлять иноязычное общение в определенных Временным Госстандартом пределах (21, С. 48).
Овладение коммуникативной компетенцией предполагает овладение иноязычным общением в единстве всех его функций: информационной, регулятивной, эмоционально-оценочной (ценностно-ориентационной) и этикетной. В ходе реализации этих функций решаются определенные коммуникативные задачи и формируются основные коммуникативные умения (см. схему 1).
Схема 1.
Функции общения, решаемые в ходе их реализации коммуникативные задачи и формируемые коммуникативные умения
Информационная (познавательная, когнитивная) функция |
запросить информацию сообщить информацию объяснить информацию воспринять и понять воспринятую информацию |
Формирование продуктивных речевых умений: в говорении и письме |
Регулятивная (побудительная) функция |
побудить к чему-либо попросить о чем-либо предложить что-либо посоветовать договориться о чем-либо воспринять побуждение и отреагировать на него | |
Эмоционально-оценочная (ценностно-ориентационная) функция |
выразить мнение, оценку выразить чувства, эмоции доказывать, убеждать ощутить удовольствие/неудовольствие и другие чувства от воспринятой информации | |
Этикетная функция |
обратиться, начать разговор выразить интерес к собеседнику, внимательно слушать и слышать поддержать разговор, закончить его поздравить с праздником поблагодарить выразить сочувствие/соболезнование |
Формирование рецептивных речевых умений в восприятии речи на слух (аудировании) и чтении |
Для того, чтобы реализовать указанные функции общения средствами иностранного языка, необходимо овладеть этими средствами, уметь употреблять их в основных видах речевой деятельности, знать определенные страноведческие реалии, особенности речевого и неречевого поведения в социокультурном контексте страны/стран изучаемого языка, уметь овладеть всеми этими знаниями, навыками и умениями, а также умениями выходить их положения при нехватке иноязычных языковых средств (компенсаторными умениями) -–использовать трифраз, заменять нужное слово синонимом и т.п. Таким образом, овладение иноязычным общением даже в ограниченных пределах – процесс многослойный, многоаспектный, а коммуникативная компетенция (как методическое понятие), выступающая как искомый результат обучения, - явление сложное, многокомпонентное (см. схему 2).
Схема 2.
Компонентный состав коммуникативной компетенции
Коммуникативная компетенция |
↓↑
Лингвистическая компетенция (в том числе социолингвистическая) (владение языковыми средствами, процессами порождения и распознавания текста) |