Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетенции подростков на уроках иностранного языка
Говорение.
Владение говорением на «уровне выживания» означает достижение элементарной коммуникативной компетенции, обеспечивающей школьнику умение в наиболее типичных ситуациях повседневного общения:
- устанавливать и поддерживать контакт в разговоре;
- сообщать и запрашивать информацию;
- побуждать партнера к неречевым и речевым действиям;
- выражать свое мнение и побуждать собеседника к ответной реакции;
- обосновывать мнение и предлагать собеседнику высказывать свою точку зрения;
- выражать чувства (отношение к предмету речи, ситуации и др.) и побуждать собеседника к выражению своих чувств (отношений).
Перечисленные требования означают, что обучаемый может пользоваться языком как средством выживания, т.е. в процессе непосредственного общения следить за разговором носителей языка на изученную тему, не обязательно понимая при этом каждое отдельное высказывание, и реагировать на услышанное (выражать свое мнение, информировать, запрашивать информацию и т.д.). Речь учащегося должна быть понятна носителю языка, адекватна ситуации общения, предмету речи и социальному статусу собеседника. Допускаются паузы, колебания, перифразы, повтор, самокоррекция, использование конструкций, употребленных собеседником, достаточно сильный акцент, отдельные ошибки, не влияющие на взаимопонимание партнеров по общению.
Указанные выше требования конкретизируются в таблицах применительно к диалогической и монологической речи (см. таблицы 1 и 2).
Таблица 1.
Диалогическая речь
Виды диалога |
Коммуникативные задачи и соответствующие им речевые действия |
Диалог этикетного характера |
- Приветствовать и ответить на приветствие; - представиться, представить другого; - попрощаться; - поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них; - начать, поддержать и закончить разговор; - вежливо переспросить; - выразить благодарность и отреагировать на нее; - согласиться/не согласиться с чем-либо; - выразить радость/огорчение. |
Диалог-расспрос |
а) Типа интервью: - целенаправленно запрашивать информацию, в одностороннем порядке задавая вопросы: Кто? Что? Где? Куда и т.д. б) Обмен вопросами и сообщениями: - запрашивать и сообщать информацию, переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот. |
Диалог-побуждение |
- Обратиться с просьбой, выразить готовность/отказ ее выполнить; - дать совет и принять/не принять его; - высказать предложение и выразить согласие/несогласие с ним; - пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться принять в нем участие. |
Диалог-обмен мнениями, сообщениями |
- Выслушать сообщение/мнение собеседника и согласиться/не согласиться с ним; - выразить свою точку зрения, обосновать ее, чтобы убедить собеседника; - выразить сомнение, неуверенность; - выразить одобрение/неодобрение. |
Таблица 2.
Монологическая речь
Виды монологических высказываний |
Коммуникативные задачи и соответствующие им речевые действия |
Краткое сообщение |
- Сообщать фактическую информацию: Кто? Что делать? Какой (-ая, -ое, -ие)? Зачем? - сочетая предложения в правильной логической последовательности. |
Рассказ |
- Рассказывать о себе (своем друге, школе, городе/селе); - выражать при этом свое мнение, свою оценку, используя для этого оценочные клише: Отлично! Это просто здорово! Меня это радует/огорчает! И др. |
Описание |
- Описывать природу, город/село, внешность …, используя слова и словосочетания, обозначающие качества: прекрасный/страшный, хорошо/плохо, длинный/короткий, высокий/низкий и пр. |
Характеристика |
- Давать характеристику и обосновывать высказывание, составляя его по схеме: тезис, аргументация, резюме: Моя подруга очень симпатична. У нее голубые глаза, темные волосы. Она умна и готова прийти на помощь. Мне оно очень нравится. |