Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетенции подростков на уроках иностранного языка

Говорение.

Владение говорением на «уровне выживания» означает достижение элементарной коммуникативной компетенции, обеспечивающей школьнику умение в наиболее типичных ситуациях повседневного общения:

- устанавливать и поддерживать контакт в разговоре;

- сообщать и запрашивать информацию;

- побуждать партнера к неречевым и речевым действиям;

- выражать свое мнение и побуждать собеседника к ответной реакции;

- обосновывать мнение и предлагать собеседнику высказывать свою точку зрения;

- выражать чувства (отношение к предмету речи, ситуации и др.) и побуждать собеседника к выражению своих чувств (отношений).

Перечисленные требования означают, что обучаемый может пользоваться языком как средством выживания, т.е. в процессе непосредственного общения следить за разговором носителей языка на изученную тему, не обязательно понимая при этом каждое отдельное высказывание, и реагировать на услышанное (выражать свое мнение, информировать, запрашивать информацию и т.д.). Речь учащегося должна быть понятна носителю языка, адекватна ситуации общения, предмету речи и социальному статусу собеседника. Допускаются паузы, колебания, перифразы, повтор, самокоррекция, использование конструкций, употребленных собеседником, достаточно сильный акцент, отдельные ошибки, не влияющие на взаимопонимание партнеров по общению.

Указанные выше требования конкретизируются в таблицах применительно к диалогической и монологической речи (см. таблицы 1 и 2).

Таблица 1.

Диалогическая речь

Виды диалога

Коммуникативные задачи

и соответствующие им речевые действия

Диалог этикетного характера

- Приветствовать и ответить на приветствие;

- представиться, представить другого;

- попрощаться;

- поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;

- начать, поддержать и закончить разговор;

- вежливо переспросить;

- выразить благодарность и отреагировать на нее;

- согласиться/не согласиться с чем-либо;

- выразить радость/огорчение.

Диалог-расспрос

а) Типа интервью:

- целенаправленно запрашивать информацию, в одностороннем порядке задавая вопросы: Кто? Что? Где? Куда и т.д.

б) Обмен вопросами и сообщениями:

- запрашивать и сообщать информацию, переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот.

Диалог-побуждение

- Обратиться с просьбой, выразить готовность/отказ ее выполнить;

- дать совет и принять/не принять его;

- высказать предложение и выразить согласие/несогласие с ним;

- пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться принять в нем участие.

Диалог-обмен мнениями, сообщениями

- Выслушать сообщение/мнение собеседника и согласиться/не согласиться с ним;

- выразить свою точку зрения, обосновать ее, чтобы убедить собеседника;

- выразить сомнение, неуверенность;

- выразить одобрение/неодобрение.

Таблица 2.

Монологическая речь

Виды монологических высказываний

Коммуникативные задачи

и соответствующие им речевые действия

Краткое сообщение

- Сообщать фактическую информацию: Кто? Что делать? Какой (-ая, -ое, -ие)? Зачем? - сочетая предложения в правильной логической последовательности.

Рассказ

- Рассказывать о себе (своем друге, школе, городе/селе);

- выражать при этом свое мнение, свою оценку, используя для этого оценочные клише: Отлично! Это просто здорово! Меня это радует/огорчает! И др.

Описание

- Описывать природу, город/село, внешность …, используя слова и словосочетания, обозначающие качества: прекрасный/страшный, хорошо/плохо, длинный/короткий, высокий/низкий и пр.

Характеристика

- Давать характеристику и обосновывать высказывание, составляя его по схеме: тезис, аргументация, резюме: Моя подруга очень симпатична. У нее голубые глаза, темные волосы. Она умна и готова прийти на помощь. Мне оно очень нравится.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9