Система работ по формированию графических навыков младших школьников
Основным принципом, «отправной точкой» в методике обучения каллиграфии Илюхиной В.А., учителя-методиста средней школы №4 г. Щербинки Московской области стала необходимость учить детей писать красиво. По мнению учителя, без сомнения, отражает характер. В таком случае, разве можно отрицать тот фактор, что, работая над почерком, мы можем содействовать формированию характера? «Илюхина убеждена, что обучая искусству писать четким, красивым почерком, она воздействует на ребенка в воспитательном плане: «Я считаю, что обучение письму должно стать частью эстетического воспитания, способом постижения прекрасного. Это особенно важно в период столкновения почерка, который совпадает с периодом становления личности. Убеждена, что такие положительные качества, как аккуратность, целеустремленность, внимание, чувство гармонии, желание доставить радость близкому тебе человеку своим трудом – все это можно с успехом формировать обучение письму» [39, с.10].
Однако умение видеть красивое недостаточно. Важно помочь ребенку, научить его созидать, снять в первые дни учебы психологическую перегрузку, сделать обучение письму не изнурительным, а увлекательным, интересным и, главное, результативным.
В.А. Илюхина работает по традиционной методике безотрывного письма, но с совершенно другим подходом. Ее дети с первого дня говорят то, что пишут. Постоянно проводят анализ, сравнение и написание большей части новых букв и разбирают почти буз помощи учителя. В связи с таким подходом к письму дети выучиваются красиво писать за первые 3-4 недели. Спустя 1,5 месяца после начала учебы работа детей настолько похожи друг на друга, что невозможно по почерку определить, какой ученик выполнял задание.
В чем же секрет этой методики? Сложнее всего детям написать те элементы букв, где присутствует овал. Поэтому Илюхина постаралась заменить его прямой линией. И все обучение каллиграфии сводится к обучению написания нескольких основных элементов.
Прежде всего – это написание прямой наклонной линии. Причем линии должны располагаться строго на одинаковом расстоянии друг от друга и быть одинаковой высоты (высота сточной и заглавной букв).
Следующее – умение делить линию на 2, 3 равных части, так как написание таких букв, как , , , , , - особенно, а при соединении всех букв абсолютно необходимо уметь находить эти части. Ведь, в сущности, любое слово можно «вписать в частокол» прямых наклонных линий, соединяя их прямыми или линиями с закруглениями, а также частями овала на разной высоте.
Кроме этого, Илюхина учит детей таким элементам, как «поворот на месте» (закругление), «крючок до середины», или, как называют его еще дети, «туфелька балерины», которая не должна быть слишком узенькой, чтобы «балеринка-буквочка не упала», но и не слишком широкой, «чтобы было красиво». А также ученики Илюхиной знают особый «секрет», а он состоит в том, что при письме таких букв, как, например, , и многих других, при написании последнего элемента «палочка с закруглением внизу», мы ведем ручку по уже написанной линии, повторяем ее, «прячем секретик». Написание каждой буквы сопровождается проговариванием ее элементов.
Первые уроки - очень важный период. Именно на них и закладывается основной принцип письма по методике Илюхиной. Описанные выше упражнения выполняются постоянно. Дети приучаются писать в такт (как у Н.Г. Агарковой), по команде. Такт для пишущей руки значит то же самое, что и для танцующей ноги. Стогий размер в движении – вот вся тайна красивого и быстрого письма.