Система работ по формированию графических навыков младших школьников
Кроме того, эти упражнения ведут не только к красивому письму, они вырабатывают внимание (необходимо с одного раза услышать и воспроизвести то, что говорит учитель), усидчивость, тренируют память. Все вышеуказанные упражнения пишутся без отрыва руки от тетради. При этих упражнениях не нужно слишком спешить: чем основательнее они будут пройдены, тем вернее и быстрее пойдет дело потом.
В процессе обучения письму дети учатся сравнивать написание букв, находить одинаковые элементы, производить точные расчеты. Ученикам Илюхиной не трудно перейти на письмо в тетрадях с широкой линейкой, так как математический расчет самой буквы помогает им сохранить написание и без верхней опорной линии.
Такое обучение письму помогает получить не только качество работ, но и грамотное письмо, дети быстрее усваивают геометрический материал, делают гораздо меньше ошибок при чтении, и у них, несомненно, появилось желание учиться (потому что получается!), родилась радость от соприкосновения со школой, уверенность в себе.
На изменение методики обучения письму и появлению новых альтернативных технологий оказывали влияние орудия и материалы письма, их совершенствование. На методику обучения каллиграфическим навыкам письма оказывал влияние также и возраст начинающего обучение письму.
Сам вопрос о том, когда начинать обучение письму, очень давно дискутировался. Так, американский психолог Ф. Фримен в начале XX века высказывал мысль о том, что созревание координации движения руки делает самый благоприятным для обучения письму возраст 9 лет, а в 20-е годы Ю.И. Фаусек на опыте показал, что при определенной методике развития сенсорики (зрительного и осязательного восприятия) возможно обучение красивому письму уже с 5 лет.
А вот высказывание мудрого Б.П. Никитина: «Обучение грамоте с двух лет обязательно, потому что это необыкновенно развивает ребенка» [35, с.13], обрадовало Зайцева Н.А. и он решил: «А почему бы и нет!». Его методика «Письмо. Чтение. Счет.» Предполагает обучение письму с трехлетнего возраста.
В своей методике он использовал пособия. В нем 34 карты размером 100х410 мм. С одной стороны печатные буквы и цифры, с другой – прописные. Размер букв и цифр по высоте от 36 мм (строчные) до 66 (заглавные). Каждая буква (цифра) разложена на элементы, выполненные в зеленом цвете. Красные стрелки указывают направления исполнения элементов: сверху вниз, слева направо и тому подобное. Освоив последовательность и направления прописывания элементов, начинает исполнять их в связке друг за другом на следующей за зелеными элементами черной букве (цифры) (см. Приложение 4).
Сначала обводка пальчиком, затем палочкой, имитируя карандаш или ручку, а уж потом пишем карандашом.
Новшества:
- изменен наклон, не 75 традиционных градусов, а 640, так как этот гораздо удобнее для письма детям;
- никаких исправлений ошибок и подчеркиванием цветом в тетрадях учеников;
- предлагает писать только карандашом, для осуществления многовековой детской мечты о красивой тетради;
- и самое главное, настаивает на том, чтобы не писать в тетрадях никакой чепухи типа: «Двадцать шестое ноября. Классная работа. Двадцать шестое ноября. Домашняя работа.» «С письмом, чтобы его полюбили, должны быть связаны только приятные эмоции» - пишет Н.А. Зайцев [35, с.113]. И если учитель не освободит ребят от рутины, съедающей урочное или домашнее время, то за всем этим «великий и могучий» не разглядишь. Не случайно, наверно, русский язык – один из самых ненавистных предметов в школе? При распрекрасной и почти непререкаемой методике.