Цели и задачи обучения ИЯ на старшем этапе в условиях средней общеобразовательной школы. Аспекты.

Социальный заказ общества в области обучения иностранным языкам выдвигает задачу развития духовной сферы учащихся, по­вышения гуманистического содержания обучения, более полную реализацию воспитательно-образовательно-развивающего потенци­ала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. https://www.success.su/ru/login/ новыи проект саксесс тугеза.

Поэтому основной целью обучения иностранным языкам в средней школе является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изуча­емом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.

Указанная цель раскрывается в единстве четырех ее взаимосвя­занных компонентов: воспитательного, развивающего, образова­тельного и практического.

Воспитательный

компонент цели заключается:

— в формировании у учащихся уважения и интереса, к культуре и народу страны изучаемого языка;

— в воспитании культуры общения;

— в поддержании интереса к учению и формированию познава­тельной активности;

— в воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельней;

Развивающий

компонент цели предусматривает развитие языко­вых, Интеллектуальных и познавательных способностей, ценностных ориентации, чувств и эмоций школьников, готовности к ком­муникации и, в целом, в гуманитарном и гуманистическом разви­тии личности ученика.

Образовательный

компонент цели выражается в расширении эрудиции учащихся, их лингвистического, филологического и об­щего кругозора.

Указанные воспитательные, развивающие и образовательные цели достигаются в процессе и на основе практического овладения школьниками иностранным языком.

Практический

компонент цели заключается в формировании умений устной и письменной речи на иностранном языке, обеспе­чивающих основные познавательно-коммуникативные потребности учащихся на каждом этапе обучения и возможность приобщения к культурным ценностям народов — носителей изучаемых языков.

В целом процесс обучения иностранным языкам призван сфор­мировать у учащихся способность участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур, совершенствоваться в ино­странном языке и использовать его для углубления своих знаний в различных областях науки, техники и общественной жизни.

Эта способность предполагает формирование у школьников:

— умений

понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением;

— знаний о системе изучаемого языка и правил оперирования языковыми средствами в речевой деятельности;

— знаний правил речевого и неречевого поведения в опреде­ленных стандартных ситуациях, национально-культурных особен­ностей страны изучаемого языка и умений осуществлять свое рече­вое поведение в соответствии с этими знаниями;

---умений пользоваться рациональными приемами умственного труда и самостоятельно совершенствоваться в овладении иностран­ным языком, овладевать им творчески и целенаправленно.

Обучение иностранному языку предполагает овладение учащи­мися как непосредственной (говорение, слушание), так и опосредо­ванной (чтение, письмо) формами общения в пределах, обозначен­ных в программе для каждого конкретного этапа обучения.

В области обучения устной речи

учащиеся овладевают умениями:

— понимать на слух иноязычную речь, построенную на про­граммном материале (с допущением некоторого количества незна­комой лексики), и адекватно реагировать на нее;

— участвовать в общении с одним или несколькими собеседни­ками с целью обмена информацией, побуждения собеседника к выполнению какого-либо действия или деятельности в связи с предъ­явленной ситуацией общения, с содержанием увиденного, услышан­ного или прочитанного в пределах программных требований;

— логично и последовательно высказываться в связи с ситуа­цией общения, а также в связи с увиденным, услышанным, прочи­танным, используя при этом элементы описания, повествования и рассуждения, аргументированно выражая свое отношение к пред­мету высказывания;

— публично выступать с подготовленным устным сообщением (докладом) по заданной или самостоятельно выбранной теме.

В области обучения чтению

ставятся задачи научить школьни­ков:

— читать вслух и про себя

— читать, понимать и осмысливать содержание текстов с раз­ным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию:

а) с извлечением полной информации (изучающее чтение);

б) с извлечением основной информации (ознакомительное чте­ние);

в) с извлечением частичной информации (просмотровое чте­ние).

Названные умения предполагают овладение школьниками сложными механизмами ориентировки в иноязычном тексте, про­гнозирование его содержания, нахождение ключевой информации. Обучение чтению должно строиться на разных жанрах и видах текстов при обязательном использовании с первых шагов обучения аутентичных

Перейти на страницу: 1 2 3