Развитие общения дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии в процессе обучения
Дети из экспериментальной группы чувствовали себя одинаково комфортно как во время игры, так и при чтении книг, а иногда и во время беседы на личностные темы. У некоторых испытуемых этой группы уровень комфортности в процессе опытов был максимальным во время чтения книг. Вообще следует отметить, что на заключительном этапе эксперимента при общении со взрослым дети из экспериментальной группы были менее скованными и напряженными, чем на первом этапе исследования, проявляли активность в общении с экспериментатором. Очевидно, что повышение уровня комфортности у детей явилось прямым следствием упражнений в общении со взрослым во время формирующего эксперимента.
У детей из контрольной группы не произошло каких-либо значительных изменений в уровне их комфортности во время опытов. Они по прежнему чувствовали себя наиболее свободно, когда занимались игрушками, в остальных же случаях были скованы , напряжены и пассивны.
Анализ протоколов показал, что у испытуемых экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента значительно возросла желательная длительность опыта в ситуации чтения книг. В ряде случаев испытуемые изъявляли желание продолжить чтение книг даже по истечении 15 минут (максимальная продолжительность каждой ситуации общения) и неохотно переходили к другому виду деятельности. Продолжительность игровой ситуации несколько снизилась у детей, которые овладели внеситуативно-познавательной формой общения, они занимались игрушками около 10-12 минут. У двоих испытуемых из экспериментальной группы, ведущей для которых осталась ситуативно-деловая форма общения, максимальная длительность опыта (15 минут) была зафиксирована как в ситуации с игрушками, так и при чтении книг.
У большинства воспитанников контрольной группы желательная длительность опыта, как и на этапе констатирующего эксперимента, оказалась максимальной при игре. Они с большой неохотой оставляли занятия с игрушками, когда им предлагали перейти к чтению книги или беседе с экспериментатором. Только у двоих детей из контрольной группы длительность ситуации оказалась максимальной при чтении книг. (Обоим на этом этапе эксперимента оказалась свойственна внеситуативно-познавательная форма общения).
На заключительном этапе эксперимента мы снова проанализировали все речевые высказывания детей из обеих групп и сравнили их с данными, полученными нами на 1, констатирующем, этапеисследова-ния. Выяснилось, что речевые высказывания испытуемых экспериментальной группы значительно изменились, как количественно, так и качественно, чего нельзя сказать об изменениях, произошедших в высказываниях детей из контрольной группы. Остановимся на этом подробнее.
У участников экспериментальной группы на третьем этапе исчезла наблюдавшаяся во время исходных, констатирующих, экспериментов, резкая разница в количестве речевых высказываний в ситуациях, моделирующих разные формы общения со взрослым. Так, на этом этапе больше всего дети говорили во время личностной беседы с экспериментатором. Полученные нами данные представлены в таблице 6.
Таблица 6.
Количество речевых высказываний старших дошкольников в разных ситуациях общения после обучения (в%).
Группа экспериментальная контрольная Ситуация после до после до обучения обучения обучения обучения |
Ситуативно-деловая 31,5 60,5 48,0 56,3 Внеситуативно-познава- тельная 32,3 28,8 37,9 31,9 Внеситуативно-личностная 36,2 10,7 14,1 11,8 |