Развитие общения дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии в процессе обучения
На долю внеситуативно-личностной ситуации общения приходятся 36,2% всех высказываний, что на 25,5% больше, чем было на констатирующем этапе. Несколько больше дети говорили и во время чтения. На долю этой ситуации на контрольном этапе пришлось 32,2% всех речевых высказываний, т.е. этот показатель вырос на 3,5%. А вот в ситуативно-деловой ситуации общения дети стали говорить меньше, чем в двух других случаях, и количество высказываний, приходящихся на нее упало с 60,5% до 31,5% (на 29%).
В контрольной группе дети по-прежнему больше всего говорили во время игры (48% всех высказываний). Немного возросло количество речевых высказываний во внеситуативно-познавательной ситуации общения. Теперь этот показатель равен 37,9%. Меньше всего дети говорили во время личностной беседы (14,1% всех высказываний).
На контрольном этапе эксперимента у детей, участвовавших в формирующих опытах, значительно возросла доля внеситуативных высказываний. Теперь они составляют 49%, что на 30,1% больше, чем это было на этапе констатирующего эксперимента. В контрольной же группе этот показатель вырос всего на 4,1% и составил 24,8% всех высказываний. Данные о ситуативности речевых высказываний детей после формирующего эксперимента отражены в таблице 7.
Таблица 7
Ситуативность речевых высказываний старших дошкольников с ЗПР после обучения (в %).
Характер высказываний ситуативные внеситуативные Группа после до после до обучения обучения обучения обучения |
Экспериментальная 51 81,1 49 18,9 Контрольная 75,2 79,3 24,8 20,7 |
Все речевые высказывания участников эксперимента были нами проанализированы и с точки зрения их тематики. Как и в ходе констатирующего эксперимента дети почти не обсуждали познавательные вопросы, мало говорили о своих друзьях и сверстниках. Как правило, они рассказывали о себе, своих родственниках , близких. Как и раньше большинство сообщений были связаны с обладанием какими-либо приметами, животными, игрушками, бытовыми вещами.
Данные, приведенные в таблице 8 показывают, что по содержанию в обеих группах по-прежнему превалируют информационные высказывания типа простой констатации фактов (80,4% и 86,9% у детей экспериментальной и контрольной групп соответственно). В обеих группах немного увеличилась доля вопросов познавательного характера (на 0,4% и 0,1%). Особо следует отметить тот факт, что у детей из экспериментальной группы значительно увеличилось количество оценочных высказываний, теперь они составили 6,7% всех высказываний, что на 6,54% больше, чем было на 1 этапе эксперимента. В контрольной группе этот показатель увеличился всего на 0,5% и составил 3,9%.
Таблица 8.
Содержание речевых высказываний детей с ЗПР после обучения (в %).
Группа экспериментальная контрольная |
Содержание высказываний после до после до обучения обучения обучения обучения |
Информационно-констати- рующие 80,4 84,6 86,9 87,9 Вопросы познавательного характера 5,1 4,7 4,3 4,2 Оценочные 6,7 0,16 3,9 3,4 |