Экспериментальная работа по формированию самоконтроля в процессе обучения математике по системе Эльконина- Давыдова.
1)
S(кг) |
Т(кор.) |
V(кг/кор.) |
80 |
? |
20 |
Т = S : V 80 : 20 = 4 (корзины) Ответ: 4 корзины потребуется. |
2)
S(кг) |
Т(кор.) |
V(кг/кор.) |
? |
4 |
20 |
S = V х Т 20 х 4 = 80 (кг) Ответ: 80 килограммов винограда помещается в 4 корзины. После обсуждения решений детям задается вопрос: “Что можно сказать об этих двух задачах?” (Они взаимообратные.) Почему вы так решили? (В обеих задачах говорится о винограде, который раскладывают в корзины. В обеих задачах в одну корзину помещается 20 кг винограда, но в одной задаче спрашивается, сколько нужно корзин, чтобы разложить 80 кг винограда, а во второй, наоборот, спрашивают, сколько килограммов винограда модно разложить в 4 корзины.) Зачем нам их составлять и решать? (Чтобы проверить, верно мы выполнили решение или нет.) А каким образом мы можем это сделать? (Ответ обратной задачи должен совпадать с данными первой.) Сколько обратных задач можно составить к нашей задаче? (Две.) Почему? (У нее всего три характеристики процесса, а составляя задачи, мы поочередно их делаем неизвестными.) Одна задача у нас есть, составьте еще одну. (“80кг винограда можно разложить в 4 корзины. Сколько килограммов винограда будет в каждой корзине, если его раскладывали поровну?”) Решите ее устно, какой ответ получается? (В каждой корзине будет по 20 кг винограда.) Что означает ответ этой задачи? (Две первые задачи были решены правильно.) |
Мы использовали этот прием, так как составление и решение обратной задачи позволяет быстрее обнаруживать ошибки и выявлять их причины. Если дети научатся и привыкнут работать со взаимообратными задачами, то постепенно они привыкнут контролировать решение прямой задачи, а значит у них будет формироваться навык самоконтроля. |
Иногда можно экспериментально проверить правильно или нет выполнено задание. При изучении темы “Площадь прямоугольника” мы предложили детям упражнение №770 из учебника. Им нужно было найти площадь прямоугольника по формуле S = V xT.
Содержание фрагмента урока |
Комментарии |
Е |