Экспериментальная работа по формированию самоконтроля в процессе обучения математике по системе Эльконина- Давыдова.

1см

S (Е)

площадь

Т (см)

длина

V (Е/см)

?

4

8

Посмотрите на рисунок и покажите характеристику Т, что это? (Это длина, показывают.) В чем она измеряется? (В сантиметрах.) Где здесь характеристика V? (Показывают.) В каких единицах она измеряется? (Е/см) Найдите площадь прямоугольника. (S= V х Т = 8 х4=32 S = 32 Е.) Можем ли мы как- нибудь проверить себя, вдруг мы неправильно решили задачу? (Мы можем сосчитать все мерки Е в этом прямоугольнике.) Сосчитайте их. Что получается? (32 мерки.) Что это значит? ( Задачу мы решили правильно.)

Затем было решено еще несколько похожих задач, которые были проверены таким же способом.

На этом уроке мы не использовали никакого особого приема формирования навыка самоконтроля. Просто, задавая вопрос: “Можем ли мы проверить себя, вдруг мы неправильно решили задачу?” - мы хотели обратить внимание детей на то, что иногда правильность выполнения того или иного задания можно проверить, измеряя искомую величину, т.е. экспериментально. Мы считаем, что без этого умения навык самоконтроля не может быть сформирован в полной мере.

Для формирования навыка самоконтроля при выполнении заданий на вычисления мы пользовались упражнениями из учебника и предоставляли их на домашнюю работу. Укажем и проанализируем некоторые из этих упражнений.

1. (№ 617) “Проверь, правильно ли определена цифра частного. Для этого умножь ее на делитель и сравни результаты с делимым.”

_602

86

_702

86

_750

86

···

6

···

8

···

4

·

·

·

Учащиеся должны сначала оценить правильность неполного делимого и соответственно- количество знаков в частном. Далее устанавливается, что для проверки вписанного в частное числа, нужно умножить его на делитель. Таким образом, дети повторяют алгоритм письменного деления. Главная же цель этого упражнения заключается в освоении действия проверки выбранной цифры частного. Без этого невозможно осуществление самоконтроля при выполнении действия деления.

2. (№ 651) “Определи делимое, выполнив вычисления столбиком.”

714

320

254

 

356

 

516

605

Это примеры на взаимосвязь компонентов действий- необычный вариант записи примеров с окошечками. Чтобы найти делимое, детям нужно частное умножить на делитель. Знание взаимосвязи компонентов действий необходимо для формирования навыка самоконтроля. Это обусловило выбор нами данного задания.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7