Общие формы учебной работы учащихся
В. А.Сластёнин даёт следующую классификацию форм обучения, в зависимости от структуры педагогического процесса (см. схема №1). Достоинством этой классификации является определение места проведения процесса обучения, чего нет в других классификациях.
Распространёнными являются классификации В. К. Дьяченко и И. М. Чередова, основанные на структуре учебного общения. (см. таблица №1, 2).
На протяжении длительного времени в педагогической литературе было общепринятым деление всех организационных форм на:
1. Общеклассные или фронтальные учебные занятия;
2. Групповые (бригадные или звеньевые);
3. Индивидуальные.
В первом случае учитель одновременно работает со всеми учащимися класса, во втором – в классе работает несколько групп учащихся и каждую небольшую группку обучает кто-то из учеников, в третьем – каждый ученик выполняет работу индивидуально, без чьей-либо помощи. Такая классификация является неполной. Во-первых, отсутствуют парные и коллективные учебные занятия. Во-вторых, в классификации члены деления не исключают друг друга, так фронтальные занятия являются частным случаем групповых. Остаётся неясным признак по которому производится такое деление, обычно это признак одинаковости или неодинаковости заданий. Если в классе все учащиеся выполняют одну и ту же работу, то такие занятия следовало бы считать фронтальными, но в действительности каждый ученик на этих занятиях работает индивидуально, обособленно друг от друга, даже без помощи учителя. То же самое можно сказать и о занятиях, на которых производится контрольная работа. А если на уроке самостоятельная работа по карточкам – одни ученики имеют одинаковые задания, а другие разные? Получается, что в классе проводится групповая работа, на самом деле все ученики работают индивидуально (ученики изолированы друг от друга).А если ученики работают в группах, но все группы имеют одинаковые задания? Это не фронтальная работа, а групповая. Следовательно, такое деление форм обучения является неправильным, неполным.Мы будем придерживаться классификации В. К. Дьяченко, она устраняет данные недочёты. Сравнение общих форм обучения даётся в таблице №3.
Схема №1 ( по Сластёнину)
учебная работа внеучебная работа
формы обучения
оснвная дополнительные вспомогательные
урок лекции кружки
домашняя работа и клубы
экскурсии по интересам
консультации и т. п. факультативы
реализуются в формах
массовые групповые индивидуальные
внеучебная работа учебная внеучебная внеучебная
утренники урок кружки консультации
школьные вечера лекция клубы дополнительные
праздники семинар спортивные занятия
конкурсы лабораторно- секции репетиторство
олимпиады практическое
конференции занятие
субботники экскурсия
Таблица №1. Общие формы учебной работы (В. К. Дьяченко)
Индивидуальная |
Парная |
Групповая |
Коллективная |
Обособленная учебная работа, без контакта с другими людьми. (ученик-книга, ученик-тетрадь). |
Работа внутри одной обособленной пары, участники пары постоянные, один говорит, один слушает. (ученик-ученик, учитель-ученик). |
Одного говорящего слушает либо несколько человек (бригадные, звеньевые занятия), либо весь класс (общеклассные занятия). (ученик-ученики). |
Каждый ученик по очереди работает с разными членами коллектива и наоборот, все работают с каждым учеником. (ученик-ученики, ученики-ученики). |