Общие формы учебной работы учащихся
Таблица №2. Общие формы учебной работы учащихся (И. М. Чередов)
Фронтальная |
Групповая |
Индивидуальная |
Управление учебной деятельностью всего класса при его работе над единой задачей при достаточно жёстком контроле учителя. |
Сотрудничество в малых группах на принципах самоуправления с менее жёстким контролем учителя: Звеньевые Бригадные Кооперированно-групповые Дифференцированно-групповые. |
Самостоятельность ученика при максимальном проявлении его инициативы с учётом степени целеустремлённости, работоспособности, интересов, склонностей: Индивидуализированные Индивидуализированно-групповые. |
Таблица № 3. Сравнение общих форм обучения
Название формы |
Достоинства |
Недостатки |
Индивидуальная |
Самостоятельное усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности, осуществляется хороший контроль. |
Тормозит развитие детей с низким уровнем учебных возможностей, ведёт к списыванию, подсказкам, отсутствие социальной активности школьников. |
Групповая |
Взаимопомощь, распределение обязанностей, развитие чувства ответственности за результат совместной деятельности, стимул творческого соревнования. |
Слабого ученика можно поставить в пассивное положение, работать могут только лидеры, а остальные списывать. |
Парная |
Учащиеся дают взаимную оценку действиям и поступкам друг друга, эта работа эффективна на непродолжительное время (5-7 мин.), повышается качество выполненной работы, исчезает страх за ошибки перед учителем. |
Возникает опасность ложного товарищества, невозможно объективно оценить уровень знаний учащихся, нарушается нормальный ход индивидуальной учебной деятельности. |
Коллективная |
Каждый ученик попеременно является то учеником, то учителем, повышается ответственность за свои знания перед коллективом, активизируется познавательная деятельность учащихся, развивается инициативность, коммуникабельность, трудолюбие учеников. |
Неумение некоторыми учителями профессионально организовать данную форму, недостаточность времени на уроках, несформированность коллектива приведёт к нежелательному результату: обратившимся за помощью говорят «Сам учи, что тут сложного». |