Конкретные формы обучения

Конкретные формы организации учебного процесса есть только применение общих форм в соответствии с конкретными дидактическими целями и задачами. И. М. Чередов пишет, в зависимости от доминирующих целей и особенно­стей усвоения школьниками знаний, умений и навыков выделяются следующие звенья процесса обучения: фор­мирования новых знаний, закрепления и совершенствова­ния знаний, формирования умений и навыков, примене­ния знаний на практике, повторения, систематизации зна­ний, контроля усвоения знаний, умений и навыков. [12.9 ]

Такое деление не означает, что в звене формирования новых знаний ученики только усваивают новые знания. Они могут закреплять и систематизировать знания по ра­нее изученному материалу, но доминирующая цель этого звена — формировать новые знания — подчиняет себе все остальные, используемые для ее достижения. Также в звене закрепления и совершенствования знаний ученики могут получать новые знания, повторять ранее изучен­ное, но главная его цель — закрепить и усовершенство­вать знания по только что рассмотренному разделу про­граммы.

Те или иные звенья, а чаще их совокупность лежат в основе конструируемых форм организации обучения (см. таблица №4). Кроме того, на основе одного звена можно сконструиро­вать несколько разных форм. Например, на основе звена формирования знаний могут быть сконструированы урок соответствующего типа, лекция, конференция, экскурсия.

Таблица №4. Конкретные формы обучения

Конкретные формы организации обучения

ведущие цели

Формирование знаний

Закрепление и систематизация знаний

Формирование умений и навыков

Повторение и систематизация знаний

Контроль за усвоением знаний, умений, навыков

Лекция

конференция

экскурсия

предваряющая консультация.

семинар

заключительная конференция

конференция

экскурсия.

Учебно-практическое занятие

практическое занятие

практикум

обзорная лекция

конференция

экскурсия

консультация

зачёт

собеседование

учебно-практическое занятие

экзамен

олимпиада

практикум

Формирование знаний учащихся помимо урока соот­ветствующего типа можно проводить на лекции, конфе­ренции, экскурсии. Учебная лекция позволяет учащимся за 45 минут усвоить больший, чем на уроке, объем учеб­ного материала. Ее отличает от урока монологический способ изложения материала. В структуре лекции отсут­ствует беседа как метод обучения. Учебная, лекция рас­считывается на учащихся старших классов, которые мо­гут сосредоточиться на длительный промежуток времени для восприятия информации, ее осмысления, переработки и самостоятельного усвоения.

Если изучаемый материал основывается на хорошо усвоенном ранее, нетруден и хорошо изложен в учебни­ке, учебных пособиях, преподаватель может провести по соответствующей теме конференцию, организовать дис­куссию учеников. Дискуссия должна быть подготовлена заранее, для чего учитель определяет учащимся темы до­кладов, основные направления самостоятельной работы. Роль педагога заключается в комментировании полемики школьников, подведении итогов обсуждения. Эта форма организации обучения рассчитана на учащихся, имеющих сформированные умения и навыки работы с литературой.

На учебной экскурсии учащиеся получают знания, знакомясь с различными экспонатами в музее, работой механизмов на предприятии, наблюдая за разнообразны­ми процессами, происходящими в природе.

Перейти на страницу: 1 2 3