Конкретные формы обучения
Контроль за усвоением учащимися знаний помимо урока может осуществляться в форме зачета, собеседования, контрольного учебно-практического занятия, экзамена. Зачет как форма организации обучения проводится для проверки качества усвоения учащимися отдельных разделов учебной программы, сформированности умений и навыков. Эта форма организации обучения широко применяется в вечерних (сменных) заочных школах работающей молодежи. Изредка она практикуется и в старших классах средних школ.
В последние годы в школе стали практиковаться зачеты в форме общественных смотров знаний по разным разделам изученной тематики. Они проводятся после предварительной подготовки учащихся по отдельным разделам программы. Вопросы подбирает учитель. Учащиеся отвечают на них в присутствии комиссии, сформированной из одноклассников. Цель этих занятий — активизировать познавательную деятельность учащихся. В ходе таких занятий закрепляются, совершенствуются, систематизируются их знания, выявляется общий уровень их развития и подготовленности, уровень сформированности знаний и умений, способность заниматься самостоятельно. Выводимые комиссией отметки в большинстве случаев являются объективной оценкой знаний учащихся.
Собеседование, как и зачет, только в форме индивидуальной беседы проводится с целью выяснить уровень усвоения учениками знаний, умений и навыков.
Контрольные функции обучения реализует также олимпиада, которая предполагает решение наиболее пытливыми и целенаправленными школьниками оригинальных задач, выполнение необычных, повышенной
сложности заданий. В ходе олимпиады выявляется общий уровень преподавания предмета и развития учащихся.
Функцию контроля знаний выполняет и учебно-практическое занятие. Ученики получают конкретные задания, по выполнению которых отчитываются перед преподавателем.
Практические занятия и занятия практикума также могут строиться с целью реализации контрольных функций обучения. На этих занятиях учащиеся самостоятельно изготавливают изделия, проводят измерения и отчитываются за проделанную работу перед учителем, мастером.
Экзамен — это форма организации обучения, позволяющая реализовывать контрольные функции процесса и фиксировать итог учебно-познавательной деятельности учащихся за учебный год или несколько лет; она позволяет выявить уровень усвоения учащимися учебной программы разными методами и приемами: выполнение учащимися контрольных работ, заданий, ответы на вопросы, написание изложения, сочинения. На экзамене проверяется готовность и умение учащихся продемонстрировать имеющиеся знания, умения и навыки как в устной, так и в письменной форме.
Названные формы организации обучения применяются как при изучении предметов, предусмотренных учебным планом в числе обязательных, так и при изучении курсов, выбираемых самими учащимися (на факультативах).