Теоретические положения технической эстетики.
Теория дизайна получила название "технической эстетики", она охватывает широкий круг проблем, связанных с социальными, экономическими, эргономическими вопросами развития промышленности и потребления, закономерностями формообразования изделия; принципами и методами творческой работы художников-конструкторов.
Эстетическая выразительность должна достигаться не преднамеренно, а как результат последовательного осуществления конструкторского замысла; осуществляя его, конструктор достигает целесообразности предметной формы: упорядоченности, пропорциональности, гармоничности линий, объемных и цветовых элементов и т.д.
Эстетическое совершенство изделия требует информационности его формы. Часто по форме изделия можно определить его конструкторскую основу.
Информационная выразительность изделия обеспечивается технологическими и декоративными свойствами материала, из которого оно изготовлено. Характер поверхностей, конфигурации; фактура, цвет, способ крепления должно подчеркивать достоинства изделия.
Соответствие формы изделия его содержанию может быть достигнуто подходящей композицией.
Композиция. является эстетической характеристикой, которая отражает организационные связи элементов формы и содержания изделия, диктует расположение основных элементов, частей в определенной системе и последовательности (29,с.25)
Таким образом, художественное решение формы и составляет главную задачу художественного конструирования .
Форма в дизайне может быть определена как выражение внешнего вида (стайлинга) изделия исходя из его внешнего содержания и назначения.
Форма - понятие материальное. Определяется рядом свойств материи: объемностью, характером расположения и движения в пространстве, геометрическим строением, весом, плотностью, прочностью.
Исходя из свойств материи, изделия в своей конструкции и форме приобретает композиционные закономерности.
Композиция - построение целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимном и гармоническом единстве.
Важнейшими формообразующими категориями (средствами) композиции является:
-объемная пространственная структура и тектоника;
-масштаб;
-пропорции;
-ритм и метр;
-контраст и нюанс;
-симметрия и асимметрия;
-колорит.
Объемно-пространственная структура. - эстетически осмысленная взаимосвязь формы предмета с его внутренним строением и внешним пространством.
Тектоника - художественно-осмысленное выражение степени напряженного состояния материальной формы.
Метр - строение формы, являющееся результатом равномерного движения, чередования одинаковых элементов.
Ритм - строение формы, являющееся следствием равномерного ускоренного или замедленного движения, чередования элементов. Ритм, как свойство композиции, связан с особенностями психологии зрительного восприятия. Определенное впечатление от предмета можно получить при правильном чередовании элементов, объемов, цветовых пятен, как бы направляющих движение взгляда в соответствии с выбранным ритмом.
Колорит - свойство предмета вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектром отражаемого или излучаемого им света.
Контраст - ярко выраженные противопоставленные формы.
Для создания контраста особенно часто используют цвет. Разновидностью контраста является нюанс. Наиболее часто к нюансу прибегают, когда нужно выделить отдельные части (детали) конструкции с целью индивидуализации изделия во избежании монотонности.