Теоретические положения технической эстетики.
При создании композиции нужно учитывать ее закономерности. В теоретической части нашего исследования необходимо рассмотреть вопрос о композиции, цветовом решении костюма поскольку в практической части мы используем данный материал.
Эстетика внешнего вида.
Одежда должна составлять «ансамбль», в переводе с французского означает тесную взаимосвязь, нераздельность. Ансамбль костюма благодаря строгой взаимоподчиненности его элементов и тесной взаимосвязи с предметной средой, интерьером. Обладает свойством отражать образ человека.
Ансамбль костюма создается по единому художественному замыслу, где все детали согласовываются между собой и подчиняются единому целому. Он раскрывает образ конкретного человека. В основе создания ансамбля положены определенные принципы гармонии на единстве композиционных средств, характерных для предметной среды в целом.
При создании ансамбля одежды с точки зрения формы могут быть использованы принципы подобия и контраста. Это означает, что каждая часть костюма может быть выражена одной геометрической формой (принцип подобия) или элементы костюма могут быть противопоставлены друг другу (принцип контраста), но в любом случае должно сохраняться впечатление целостности ансамбля.
Основой ансамбля обычно является наиболее крупная по массе или важная по психологической роли часть костюма.
Взаимосвязь элементов костюма обуславливается функциональным назначением и определенными требованиями общности их стиля, конструкции, цвета.
Для ансамбля характерны многослойность и многочастность, жесткая система взаимосвязи и обязательность одновременного использования всех его частей (14,с.11).
Завершается ансамбль головным убором, который более чем другие части костюма, подчеркивают индивидуальность человека.
Форма головного убора должно сочетаться как с силуэтом костюма, так и соответствовать овалу лица, линии рта, подбородка, скул, развороту плеч и др.
Масса и линии головного убора в сочетании с костюмом изменяются, если надеть его набок, прямо или на затылок.
Четкие вертикальные и горизонтальные линии шляпы типа цилиндра придают внешнему облику строгость, подтянутость; поднятые поля у шляпы молодят, опущенные книзу создают впечатление таинственности (13,с.45).
Мы подошли к закономерности эстетики внешнего вида – композиции костюма.
Слово «композиция» обозначает «согласно соединить». Относительно костюма это означает умение правильно сочетать все элементы в единое целое для создания гармоничного образа.
Элементами, от которых зависит красота костюма является форма, материал, цвет, взятые в единстве в соответствии с некоторыми закономерностями: одежда должна быть удобна, практична, красива, т. е. она выполняет две функции: эстетическую и практическую. Одной из закономерностей композиции костюма является четкая взаимосвязь между формой в целом и характером отдельных частей. Под формой костюма следует понимать динамическую модель пространственно – временной системы, обладающей многоуровневой структурой между ее элементами, человеческой фигурой и средой.
Все элементы формы костюма должны обладать общими свойствами: повторять те же линии, что и у основной формы. Форма выразительна лишь тогда, когда четко выявляется ее силуэт, точность пропорциональных соотношений отдельных частей, ритмический строй деталей, гармония цвета. (17,с.25)
Лучше всего выражает форму силуэт. Различают силуэты по степени прилегания к фигуре ( прилегающий, полуприлегающий, свободный, расширенный или зауженный книзу) и по геометрическому виду (прямоугольный, трапецевидный, овалообразный, х-образный).(32,с.51)