Результаты экспериментального обучения.
Умение определять последствия поступков персонажей показали 96 % учащихся экспериментального класса и 88 % учащихся контрольного класса. Они совершенно верно указали, что ''когда Федя не смог решить задачу, он взял задачник под мышку и пошел к другу, чтобы он помог ему''. При этом учащиеся предлагали различные варианты поведения главного героя: ''Федя мог выключить телевизор и решить задачу сам'' или ''он мог досмотреть концерт, выключить телевизор и сделать уроки''. Умение определять последствия поступков персонажей свидетельствует о том, что учащиеся четко осознают, как события художественного произведения связаны друг с другом.
Результаты ответов на вопрос, определяющий способность видеть последствия поступков героев, представлены в таблице.
Классы |
Количество учащихся (в %), способных видеть последствия поступков героев. |
Количество учащихся (в %), не способных видеть последствия поступков героев. | ||
1 срез |
2 срез |
1 срез |
2 срез | |
Эксперимент. |
88 |
96 |
12 |
4 |
Контрольный |
84 |
88 |
16 |
12 |
Отношение к главному герою рассказа менялось по ходу чтения у 92 % учащихся экспериментального класса и 96 % учащихся контрольного класса. Данные ученики отмечали, что сначала им ''мальчик понравился'', ''за него можно было порадоваться, потому что он пришел домой и сразу сел за уроки '', ''он сам обрадовался, что никого нет дома, и никто не помешает ему делать уроки''. Но потом отношение ребят к главному герою изменилось. Федя оказался ''несамостоятельным, потому что он не смог обойтись без помощи друга'', ''он даже не старался думать, а только читал задачу много раз''. Некоторым ребятам даже стало ''жалко Федю, потому что он оказался неусидчивым учеником и во всем обвинял других, а не себя''.
Все вышесказанное позволяет судить о том, что учащиеся способны в слове передать динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении.
Результаты ответов на вопрос, выявляющий умение видеть динамику эмоций, представлены в таблице.
Классы |
Количество учащихся (в %), способных видеть динамику эмоций. |
Количество учащихся (в %), не способных видеть динамику эмоций. | ||
1 срез |
2 срез |
1 срез |
2 срез | |
Эксперимент. |
80 |
92 |
20 |
8 |
Контрольный |
92 |
96 |
8 |
4 |