Использование экологических понятий и представлений при изучении курса природоведения

Задания по экологии направлены на систематизацию, обобщение знаний о природных взаимосвязях и взаимоотношениях человека с природой (рис. 3), на открытии ребёнком этих связей и зависимостей.

Системное построение заданий позволяет ребёнку увидеть конкретные среды обитания живых организмов – их дома и квартиры, многосторонние связи со средой обитания и между собой, что позволяет ребёнку открывать для себя многие экологические закономерности.

На уроках природоведения детям часто приходится делать выводы, устанавливать взаимосвязи. Например, сделать вывод о том, что без своей среды обитания – своего дома живые организмы жить не смогут, что они в таком случае обречены на гибель.

Конечно, можно предложить данный вариант экологической связи в готовом виде. Но такие знания будут носить поверхностный характер, мало способствующий воспитанию эмоциональных отношений ребёнка. Но если школьник шаг за шагом исследует проблему «Могут ли белка и крот поменяться квартирами?», «Дупла – квартиры лесных обитателей» (рис. 4, 5) и сделают соответствующий вывод – результат будет иным. Дети наверняка усвоят в процессе урока, что брать живые организмы из их среды обитания, а тем более разрушать эту среду – нельзя, так как это грозит гибелью данным организмам (Симонова, 1998).

Большая роль на уроках природоведения принадлежит игровым моментам, которые выполняют познавательные функции, соответственно возрасту и особенностям учащихся младшего школьного возраста. Младший школьник испытывает острую потребность в игре. Особую ценность в этом плане приобретают учебные задания типа дидактических игр, кроссвордов, отгадывания загадок, направленных на формирование потребностей в новых знаниях (рис.6).

Часть уроков проводится в виде заочных путешествий (Колесникова, 1998). Дети выступают в роли путешественников, врачей, геологов. Класс делится на группы-команды: «Берёзка», «Родничок», «Скворушка». Во время путешествий проводятся игры: «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Поле чудес», «Устами младенца», «Почемучка».

На итоговых уроках дети пишут сочинения о свеём отношении к уроку экологии и прочитанным рассказам. В помощь детям предлагаются незаконченные предложения типа:

Підпис: Дидактическая карточка.
Дупла – квартиры лесных обитателей (Симонова, 1998)

Задание 1. Ответь на вопрос, кто живёт в дуплах деревьев?














Кто ещё из лесных обитаталей может жить в дуплах?
 _ 
 _ 

Задание 2. При санитарной рубке леса вырубили старые дупли-стые деревья. Лес стал чахнуть. Почему?
 _ 
 _ 
Сделай вывод:
 _ 
 _ 



Рис. 4

Підпис: Дидактическая карточка.
Могут ли крот и белка поменяться квартирами? (Симонова, 1998)

Задание 1. Рассмотри рисунок, подпиши названия животных.
Обрати внимание на места обитания этих животных.
Задание 2. Прочти текст:
Люди нередко меняются своими квартирами, преезжая из до-ма в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться местами жительст-ва (квартирами) лесные жители?
Представь себе, что белка захотела бы поменяться своей квар-тирой с кротом.






Белка живёт на дереве, крот под землёй. Чтобы перебраться на новую квартиру, кроту пришлось бы влезать на дерево, а белке опу-скаться под землю. Смогли бы они это сделать? Почему?
 _ 
 _ 

Задание 3. Объясни, почему животных, перечисленных ниже, называют лесными 
волк, лось, дятел, сойка, бурый медведь, клёст.
 _ 
 _ 



Рис. 5

На итоговых уроках дети пишут сочинения о своём отношении к уроку экологии и прочитанным рассказам. В помощь детям предлагаются незаконченные предложения типа:

На уроках экологии мы читали рассказы о…

Экология – это…

Больше всего мне понравились рассказы о…

В них говорится…

В природе всё связанно и, если…

Я думаю, что когда я вырасту…

Очень интересны и показательны эти маленькие письма-сочинения. Вот примеры нескольких из них:

Перейти на страницу: 1 2 3