Эксперимент №2 (констатирующий и формирующий).

Воспитатель спрашивает двух-трёх детей об их замыслах и предлагает приступить к рисованию. В процессе рисования при необходимости напоминает о форме кистей черёмухи, сирени, о способах их изображения, об использовании разных оттенков зелёного цвета. Демонстрирует иллюстративный материал при затруднениях у детей в построении композиции рисунков.

В конце занятия педагог говорит:

- Дети! Давайте представим себе, что мы привезли свои рисунки в детский сад, который находится далеко от нас, на Севере. Там весна совсем не похожа на нашу. А детям Севера интересно узнать про нашу весну, про деревья и цветы, которые растут в наших краях. Пусть те, кто нарисовал эти рисунки, расскажут, как они изобразили цветущий май.

Дети(4-5) по очереди рассказывают, что они нарисовали (поляну в лесу, луг с цветами перед лесом, цветущий яблоневый сад и др.), как расположили деревья, кустарники, какие краски использовали. Педагог от имени детей с Севера задаёт рассказчикам вопросы, если их рассказы не полные. Затем помещает на стенд рисунки остальных детей и спрашивает:

- Можно ли все наши рисунки назвать ”Цветущим маем”?

Подчёркивает, что про одно и то же можно нарисовать рисунки с разным содержанием. Предлагает детям рассмотреть все рисунки про весну, отобрать интересные и разные и оформить выставку ”Цветущая весна”.

Вывод:

изучив содержание полученных на занятии рисунков старших дошкольников, можно сделать выводы, которые решают поставленную цель работы.

Дети рисовали деревья (берёзы, ели, тополя) в лесу (лугу, поляне); также цветущие среди деревьев цветы (одуванчики, тюльпаны и др.) и голубое небо с ярким согревающим солнцем. Так дети представили майскую природу.

Дошкольники выражали своё отношение к природе с помощью выразительных средств. Самым значимым выразительным средством для детей явился цвет. В рисунках были использованы такие цвета: зелёный (и его оттенки), жёлтый, голубой, коричневый, белый и др. Дети рисовали светлыми и яркими красками, выражая тем самым своё положительное отношение к природе, её объектам и явлениям.

В основном дети рисовали тёплый весенний день. Но некоторым детям с помощью цвета удалось передать холодный день весны. Для этого они использовали тёмно-синий цвет для неба, тёмно-зелёный цвет для листвы деревьев, передали движение (ветер), наклонив ветки деревьев в одну сторону. Так дети передали климатические особенности холодного весеннего дня, назвав свои рисунки соответственно: “Скоро будет дождь”, ”Гроза весной”, ”Солнце скрылось”.

Некоторые дети использовали “неподражательный” цвет, специально рисуя дерево оранжевым, листву на деревьях красным или розовым, солнце коричневым. Для большей выразительности, правдоподобности климатического, сезонного состояния природы дети использовали различные оттенки одного цвета (для молодой листвы - светло-зелёный, для распустившейся листвы – тёмно-зелёный и т. д.).

Дошкольники рисуют объекты, используя разную форму (деревья с шатровидной и круглой кроной и т. д.), облако одно большое или много маленьких.

Особое место в этих рисунках занимает средство гиперболизации качеств или отдельных элементов с целью усиления впечатления. Так, чтобы показать мощь “проснувшегося” весной дерева, ребёнок рисует его до неба, или огромное солнце с длинными лучами для того, чтобы показать, как оно сильно греет и ярко светит.

По этим рисункам можно сразу определить, что время года - весна. Дети рисуют распускающиеся листья, яркое солнце, весенние цветы- одуванчики и тюльпаны. Они выбрали очень контрастные цветосочетания: красный, жёлтый и зелёный; зелёный, коричневый и голубой и др.

Линия как средство выразительности плавная, не обрывается, чёткая, хорошо прорисована.

Занятие 2.

Рисование (акварель). Тема “Дикие и домашние животные”.

Перейти на страницу: 1 2 3 4