Игровые формы уроков русского языка
доступность для учащихся данного возраста;
умеренность в использовании игр на уроках.
Кроме того, в рамках темы я бы выделила такие виды уроков:
ролевые игры на уроке(инсценирование);
игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий(урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
использование игры на определённом этапе урока(начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
различные виды внеклассной работы по русскому языку(лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели. Эти виды работы описаны в книге Л.Т.Григорян «Язык мой - друг мой».
Приведу фрагменты уроков в 5-ом классе. Почему именно этот год обучения? Пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению, к открытию. Учителям русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа предусматривает 7 часов русского языка в неделю(больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых тем и орфограмм. Как же сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь учителю придут уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.
* * *
Учебник «Русский язык. 5 класс».
Авторы : Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Л.А.Тростенцова.
Изучение нового материала.
Тема. Синтаксис. Пунктуация. (Введение в раздел.) Фрагмент урока.
Словосочетание. §17
Цель. 1. Раскрыть значение терминов синтаксис, синтаксическая единица, грамматическая связь;
познакомить с грамматическими признаками словосочетаний.
Ход урока.
На видном месте висит плакат:
Синтаксис. Заимствовано в 18 веке из греч. языка.
Буквально значит - построение,
сочетание,
порядок.
Раздел грамматики, который изучает строение и
значение словосочетаний, предложений, текста.
Учитель.
Ребята, прочтите, пожалуйста, что означает слово синтаксис. Это название раздела, который мы начинаем изучать. Как вы поняли, нам с вами придется что-то сочетать и выстраивать в определённом порядке.
Берёт в руки мел и делает вид, что собирается писать. В это время в класс вбегают ученики(работа с ними была проведена заранее). У каждого на груди висит табличка(ватман) с определённым словом. То есть, каждый ученик представляет собой Слово. Например,
Учитель.
.
Учитель
(делает вид, что удивился). Вы кто?
Слова.
Мы - Слова.