Исследовательская направленность и профессионально важные качества ученого.
Наука многократно обращалась к изучению личностных особенностей психологии ученых, рассматривая их с различных теоретических позиций. Рассмотрение карьеры ученого как процесса, обусловленного воздействием на него людей и событий, ведется в рамках двух принципиально отличных подходов. Первый- личностный, ставящий во главу угла личные склонности, предпочтения и способности индивида, и второй подход, акцентирующий процессы общения и социализации, как факторы формирования ученого. "В рамках личностного подхода основное внимание уделяется изучению того, как в результате различных поощрений, мотивации и контактов с другими людьми формируется решение избрать научную карьеру, в какой мере это решение отражает те виды деятельности, которые приносили удовлетворение в раннем возрасте, и каковы ожидания, связанные с этим выбором. При втором подходе весьма важен социальный статус данной профессии, ожидаемые социальные вознаграждения и поощрения., ждущие индивида на этом пути. В процессе социализации первоначальные цели и ожидания подвергаются постоянной корректировке в свете нового опыта , знаний и изменяющихся условий. При этом перестраиваются также и сознательные и бессознательные аспекты личности, сформировавшиеся в процессе обучения в раннем возрасте. Перестройка эта происходит в соответствии с требованиями, которые диктуются ролью профессионального ученого" [80, c. 109].
Ученых обычно принято подразделять на две группы: профессионалов, достигших зрелости в своей специальности, занимающихся активной научно-исследовательской деятельностью, и профессионалов - лишь формирующихся как ученые и находящихся в подготовительном периоде. К последним относятся также студенты, которые в результате разного рода социологических или психологических тестов были сочтены перспективными для науки.
В числе основных предпосылок выбора профессии ученого американский психолог Б. Т. Эйдрюсон [80] указывает следующие:
1. Семейные условия и происхождение, образ жизни и род деятельности родителей, характер среды, в которой родился и вырос будущий ученый.
2. События детства, главным образом связанные со школой и академической средой.
3. Интеллектуальные и эмоциональные особенности индивида, которые проявляются в ходе его взаимодействия с социальной средой.
Следует признать, что отбор отдельных студентов с целью их подготовки к последующей научной деятельности не всегда является удачным. Одной из причин этого следует считать то обстоятельство, что при этом подборе не всегда и в достаточной степени отдавали себе отчет в том, каким собственно требованиям в смысле овладения известными личностными качествами и способностями, следует вообще предъявлять к будущему ученому.
Проблема творческих способностей, в связи с задачами высшей школы, была затронута в работе М. Хантера [80]. Он выделяет следующие пять основных свойств, присущих творческому исследователю:
1. Интерес к сложному и неясному.
Творческого исследователя привлекают мало познанные или неясные феномены, таящие возможность открыть что-то новое.
Для воспитания этих склонностей у студентов преподавателям следует поощрять нешаблонное мышление в противовес упрощенным догматическим ориентациям. Полезны также специальные упражнения, имеющие целью уменьшить психологическое напряжение и беспокойство перед лицом сложных и неясных явлений.
2. Перцептуальная открытость.
Перцептуальный тип восприятия присущ творчески одаренным личностям, а индивиды с меньшими творческими способностями тяготеют к оценочному суждению. Оценочная ориентация ведет к "упрощенной, тщательно распланированной жизни, основанной на относительно узких принципах и категориях, тогда как перциптуальный подход ведет к более открытому опыту как в области внутреннего, так и внешнего мира"[80, с. 88]. Перцептуальная открытость позволяет воспринимать целый комплекс свойств, обычно ускользающих от лиц с менее открытым восприятием.
Однако, прецептуальная открытость, как отмечал М. Хантер, влечет временное прекращение активных творческих поисков или критическое отношение. Существуют и более пассивные способы достижения открытого безоценочного восприятия, когда человек отдается своим непосредственным ощущениям, как бы "уходит из дому".