Исследовательская направленность и профессионально важные качества ученого.
в). Фантазия. Обладание живой фантазией - способностью наглядно представлять себе что-нибудь новое, ранее не встречавшееся в опыте или что-нибудь более или менее известное, но в новых условиях, важно для ученого. Особенно важную роль фантазия играет на таких фазах научно-исследовательской работы, как конструирование новых технических приспособлений, "мысленный эксперимент", построение и проверка гипотезы и др.
г). Наблюдательность. Ученый должен быть также и хорошим наблюдателем - обладать способностью при изучении отдельных явлений быстро и легко замечать (и запоминать) все то, что ему нужно или что может оказаться ему полезным. Такая способность предполагает прежде всего достаточно хорошее зрение и слух, а также - известные свойства внимания: способность к распределению внимания, способность к быстрому переключению с одного предмета на другой, устойчивость внимания и др.
4. Отдельные черты личности.
Для успешности научно-исследовательской работы ученому необходимо помимо научной одаренности обладать еще и известными чертами личности. К ним, кроме любознательности и способности продолжительное время заниматься решением одной проблемы, относятся следующие черты:
а). Энтузиазм по отношения к своей работе и ее задачам. Для подлинного ученого на первом месте должны всегда стоять интересы научной работы и того дела которому она служит. Только при этом условии возможна полноценная научная работа.
б). Прилежание - способность и наклонность к продолжительному и усидчивому труду. Хотя в научной работе возможны отдельные "счастливые идеи", однако такие идеи требуют обычно тщательной проверки и разработки, прежде чем их можно осуществить или использовать.
в). Дисциплинированность. Ученый не может работать достаточно успешно, работая "как-нибудь": не распределяя определенным образом своего времени, не придерживаясь в своей деятельности определенного плана и определенной системы, не пользуясь определенными приемами "техники научной работы" и т.п. Недостатком дисциплинированности обыкновенно объясняется и недостаток столь важной в научной работе точности.
г). Способность к критике и самокритике. Подлинный прогресс в решении отдельной научной проблемы возможен только при условии, если каждый работающий над ней ученный начинает свое исследование с основательного критического изучения результатов работы своих предшественников и затем продолжает свою собственную работу над проблемой уже на базе того, что было сделано до него. Некритическое следование отдельным авторитетам может приводить только к застою в науке. Но не менее важна для успеха научной работы и способность ученого критически относиться к самому себе - осознавать (с целью их исправления) свои собственные ошибки и недостатки в своей работе.
д). Беспристрастие. "Всем известно, до какой степени наши чувства, желания, надежды, опасения и т.д. могут влиять на наши взгляды и убеждения, отклоняя их в сторону от объективной истины. Опасность такого отклонения от истины, обусловленного личными чувствами, желаниями и т.п., возникает для ученого каждый раз, когда предмет его исследования перестает для него быть практически безразличным и начинает так или иначе лично "задевать" его."[47, c. 139]
е). Умение ладить с людьми.
Ученому в его научно-исследовательской работе нередко приходится постоянно или временно, работать с другими людьми. Поэтому ценной для успеха научно-исследовательской работы чертой личности ученого приходится считать способность уживаться с другими людьми, умение ладить с ними. Эта черта личности особенно важна для ученого, руководящего работой целого исследовательского коллектива. Эта же черта является одной из важнейших предпосылок для успеха педагогической работы ученого.
Таковы личные качества, обладание которыми, по мнению К.А. Рамуля [47], представляется необходимым или важным условием успешности научно-исследовательской работы каждого ученого. Возникает вопрос: нет ли наряду с этими качествами еще и других личных качеств, особенно важных для ученых, по крайней мере некоторых отдельных специальностей. На этот вопрос приходится, по-видимому ответить утвердительно по отношению к специфическому характеру необходимой для ученого.