Специальное образование в Швеции.

Институт специальной педагогики.

Высшая школа педагогики.

Стокгольм, Швеция.

Бритта Алин и Курт Шриннхольм.

Швеция, занимая площадь 449964 км2 и имея протяжённость 1600 км с севера на юг, является четвёртой по величине страной Европы. Территориально страна поделена на 25 провинций, 24 административных района, а также на 286 школьных районов. Площадь застройки страны всего лишь 7 процентов. Население страны 8819400 человек и плотность населения 25 человек на км2. В столице Стокгольма проживает 703600 человек. Швеция - демократическое правовое государство с монархическим строем, парламентом и очень развитым самоуправлением.

Школьная реформа 1842 года дала возможность большинству детей посещать школу. Закон о начальном образовании в этом же году позволил некоторым учащимся обучаться в школе по "минимальному плану". Это касалось, прежде всего, детей, которые по причине бедности не могли обучаться длительное время, а также "детей с недостаточной способностью приобретать знания в полном объёме, предлагаемом системой образования". Сокращенный план не предусматривал помещение учащихся в отдельные классы. С самого начала в шведской школе не было какой-либо другой поддержки учащимся с трудностями в обучении, кроме предъявления заниженных требований к знаниям. Используя аргумент о том, что "это способствовало бы, как слабо одаренным, так и прочим в классе" созрело мнение о необходимости выделения слабо одаренных в отдельные классы.

В Законе о начальном образовании 1887 года выделяется различие между бедными и слабоумными учащимися и из учебного плана1900 года "минимальный план" исключается. Таким образом, было обращено внимание на проблему "неодарённых детей". На рубеже века в больших городах по инициативе снизу возникли вспомогательные классы. "Для учащихся, которые на будучи слабоумными, тем не менее, вследствие задержки психического развития не могут усваивать обычную школьную программу, должно быть организовано подходящее для них обучение, в так называемых, вспомогательных классах ." (Совет инспекторов школ 1932 года). Вопрос организации вспомогательных классов решался школьными районами, а местные школьные власти определяли учебные планы. Лишь в 1942 году вышли государственные постановления о вспомогательных классах. Для учеников с нарушенным поведением существовали особые классы (обсервационные), которые должны были "оградить" обычную школу от учеников, которые мешали и нарушали порядок. Первый обсервационный класс был создан в Уппсале в 1930 году.

Дифференциация в школе стала развиваться в 50-е годы. Учащиеся распределялись не только в начальную и среднюю школу, но также и внутри начальной школы. Государственный учебный план для начальных школ 1955 года впервые узаконил специальное образование. В учебном плане говорилось не только о вспомогательных классах, но также для учеников с трудностями в чтении, обсервационных классах, классах для слабослышащих, для детей с нарушениями двигательной активности и т.д. В специальном образовании определялась чёткая тенденция к созданию специальных классов с максимально гомогенными группами. Введение в 1944 году обязательного школьного обучения для умственно отсталых детей привело к тому, что вспомогательные классы выделились в специальную школу.

Целью мер специальной педагогики в тот период было оградить, как ученика, так и общеобразовательную систему, т.е. правильно определить ученика, чтобы дать возможность нормально учиться другим ученикам в общеобразовательной школе. С этой целью были разработаны методы классификации и отбора. Возникло достаточно развитое специальное образование. Количество специальных классов быстро росло, особенно в больших городах. В некоторых местах их количество достигало 15% от числа обычных классов. Однако, начало расти недоверие к правильности этой деятельности. Критики считали, что школа способствует сохранению или даже усилению различий между учениками.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5