Семейное воспитание в начале века .

Домашнее обучение детей мало было распространенно во Франции , так как дети рано начинали посещать школу . Матери - педагоги были в общем довольно редкое явление . Оно встречалось среди интеллигенции и там , конечно , детей не начинали слишком рано учить чтению , матери их развивали разговорами , объяснениями , предметными уроками , не систематично , а лишь когда этому представлялся удобный случай. В богатых семьях встречались иногда гувернантки , но они больше присматривали за детьми и отводили их в платную школу . Во всех французского общества отец считался главой семейства . Авторитет его безусловно признавался детьми . Мать , хотя и имела влияние на детей , но так как она склонна была к тому , чтобы баловать детей , то обхождение детей с ней более свободное . Вообще , в любых семьях не только во французских , где существуют весьма мягкие отношения между родителями и детьми , между ними очень редко встречается дружба равных с равными , а скорее любовь и попечение с одной стороны и почтение и послушание с другой . Французская женщина хорошая хозяйка , умела вести дом сообразно заработкам мужа . Мужу , как работающему человеку , жена старалась устроить всё так , чтобы он , возвращаясь домой , мог отдохнуть , чтобы всё было в порядке и дети не беспокоили отца . Французские отцы не любили вмешиваться в хозяйство и в занятия с маленькими детьми . Это дело матери , которая принимала эту обязанность добровольно и исполняла её добросовестно . При этой неустанной работе по хозяйству французская женщина никогда не пренебрегала и собственным туалетом : она всегда была изящно одета и мило причёсана . Уход за детьми , когда они воспитывались дома, тоже входил в обязанности матери . Мать рано приучала их к чистоте , опрятности и порядку . Иметь прислугу было очень дорого , она нанималась лишь в богатых семьях или там , где много детей ( случай , к сожалению , весьма редкий во Франции ) . Вследствие этого , детей рано приучали обходиться без посторонней помощи . Четырёх - пяти - летние дети уже начинали умываться и одеваться сами . Французский ребёнок вообще был благовоспитан и эта благовоспитанность - последствие привычек , привитых с малолетства .Так как во французской семье родители всегда были заняты каждый своим делом , то они старались воспитать детей таким образом , чтобы они не мешали стройному ходу жизни , то есть не требуя , чтобы ими постоянно занимались .В общем , отношения к родителям скорее были мягкими , чем суровыми.

Телесные наказания были редкостью даже среди рабочего населения. Случалось однако , что дети получали время - от времени шлепки и затрещины , но это делалось экспромтом , сгоряча , а не в виде заранее придуманного наказания . Наказание заключалось в большинстве случаев в лишении ребёнка какого - нибудь удовольствия . Например , лишали десерта или прогулки , не брали в гости или в театр . А так же существовало довольно распространённое для маленьких детей наказание, это раздевать их и укладывать в постель . Это было нелепым и даже вредным наказанием , ибо ребёнок , часто лежа в постели без сна , мог легко приобрести дурные привычки .

Наградой же было то , что отнимали наказание . Чаще всего детям дарили деньги . Все французские дети имели копилки .Когда дети посещали школу и им приходилось готовить дома уроки , матери редко помогали им .Они справлялись как могли или если это им не удавалось , то мать посылала их после занятий готовить уроки . Из этого краткого описания отношения родителей к детям можно увидеть , что вообще родители заботились о детях и давали им необходимый материальный уход , сообразный с их средствами , но при это их нельзя назвать настоящими воспитателями ребёнка . На что можно обратить внимание в большинстве французских семей ? Когда ребёнок был грудным , мать добросовестно ухаживала за ним , так как в это время воспитание исключительно физическое : когда он сыт и чист ему больше ничего не надо . Но когда в ребёнке лет 3 - 4х начинало проявляться любопытство ко всему окружающему , когда он обыкновенно забрасывал вопросами о том : зачем ? почему ? как ? и т. д ., тогда воспитание должно было измениться , и умная интеллигентная мать не отказывалась от предоставленного ей случая удовлетворить естественную любознательность своего ребёнка . Но к сожалению таких матерей было очень мало во Франции . Они встречались довольно часто среди интеллигенции . Но постепенно много стало изменяться в жизни женщины . Повышался умственный уровень французской женщины , благодаря большому распространению высшего женского образования , даже среди мелкой буржуазии встречались время от времени матери , которые не пренебрегая домашними заботами , отводили почётное место в своей жизни воспитанию детей .

Перейти на страницу: 1 2 3