Семейное воспитание в начале века .
Мужчины тоже сделали большой шаг вперёд , и хотя и оставалось не мало молодых людей , которые искали невесту с приданным и ничего более , - всё же было не мало таких , которые в жене искали подругу жизни и воспитательницу детей .
Что касается религии , то во Франции преобладала католическая религия . Но было не мало семей , не принадлежащих ни к какому вероисповеданию . Большинство же католических семей воспитывали своих детей согласно догмам этой веры ; но такое религиозное воспитание в большинстве случаев было чисто внешним , заключающееся почти исключительно в исполнении религиозных обрядов . Подтверждением этому может служить следующее весьма нередкое во Франции явление .Многие мужчины ( реже женщины ) не имели никакой религии , так называемые вольнодумцы ( libres penseurs ). Гражданский брак во Франции предшествовал церковному и он один считался законным . Нередко случалось однако , что девушка не соглашалась выйти замуж , не венчаясь в церкви . Будущий муж , хотя и вольнодумец , соглашался на этот компромисс . Но этим дело не ограничивалось : невеста ставила условием , что если у них будут дети , их окрестят в католическую веру и , затем , по достижении ими назначенного для этого возраста , допустят к первому причастию . Будущий муж соглашался на всё . И вот что происходило впоследствии . Мать , готовя детей к первому причащению , внушала им благоговение перед этим таинством , а отец при детях подтрунивал над женой и называл всё это пустяками . Каковы могут быть результаты религиозного воспитания после этого ? При условии , что такое воспитание можно назвать религиозным . Да и сама мать редко смотрела серьёзно на это . Она поступала так лишь по привычке . Её крестили и она была допущена к первому причастию , а значит , и её дети последуют её примеру . Духовенство имело не малое влияние на воспитание детей и прежде всего непосредственно через школьное преподавание . Монашеские ордена, в особенности иезуитские , имели под своим ведением очень много платных и бесплатных учебных заведений .Преподавание в них доверяли мужскому и женскому полу монашеских орденов . Все учебники и книги, которыми пользовались в этих заведениях , тоже были составлены различными духовными лицами и все исторические события объяснялись сообразно мнениям составителей этих книжек , иногда значительно отличающимися от изложения тех же событий в учебниках , принятых в казённых и частных заведениях , не находящихся под ведомством этих монашеских орденов .
Родители , не принадлежащие ни к какому вероисповеданию , воспитывали детей , внушая им гражданские доблести : любовь к правде , к справедливости , честности , исполнению долга , защите слабых ; при этом им объяснялось , что всё это нужно делать не из страха наказания или ожидания награды на том свете , а лишь руководствуясь в жизни и всегда слушаясь внутреннего голоса совести . Конечно , подобное воспитание давалось детям лишь в редких семьях , среди интеллигенции . Большинство же , ограничивалось соблюдением внешних обрядов , а те , которые не исполняли и этих обрядов , возлагали обязанность на школу дать детям нравственное и гражданское воспитание , заменяющее воспитание религиозное .(9)
В заключение можно сделать следующие выводы :
(1) Воспитание детей во Франции в то время , как семейное , так и общественное , было далеко небезукоризненно . Принцип - использовать как можно раньше для ребёнка общественное воспитание , принцип хороший , имел прочную основу во Франции . Отдавая ребёнка с малых лет в школу , семья предоставляла ему общество сверстников и подготавливала его к вступлению позднее в различные кружки , которые помогли бы ему пробиться в жизни .
(2) Но такое положение дела нисколько не уменьшало значение семьи и её влияния на характер ребёнка . Обязанность семьи поручающей обществу воспитание своих детей , состояла в том , чтобы блюсти за этими детьми , когда они находились дома . Советовать , объяснять , что дурно и что хорошо .
(3) С помощью матери воспитание ребёнка в семье улучшалось и ребёнок , поступая в школу , остерегался всего дурного и старался воспользоваться всецело хорошими сторонами общественного воспитания .