Структура оснований и факторов педагогической интеграции
Исходным гносеологическим основанием педагогической интеграции является педагогическое знание как "целостная и систематизированная совокупность представлений о науке и учебном процессе с точки зрения решения педагогических задач с учетом психологии усвоения предмета, возрастных и индивидуальных особенностей" (292. С.168). Отталкиваясь от принципа единства "онтологических и гносеологических координат" , мы допускаем возможность переноса характеристик, свойственных педагогической деятельности на "целостную и систематизированную совокупность" педагогического знания. Полисистемность педагогического знания обусловливается тем обстоятельством, что оно располагается "на перекрестке многих разнопорядковых систем" (Б.Ф.Ломов) знания. Практически в природе не существует групп, отраслей, ветвей человеческого познания, которые бы так или иначе не соприкасались с педагогическим знанием. Как указывал К.Д.Ушинский, во всех науках (анатомия, физиология, география, статистика, политическая экономия, история и т.д.) "излагаются и группируются факты и соотношения фактов, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, то есть человека" (474. С.468-469). Полиструктурность педагогического знания непосредственно вытекает из его полисистемности и означает наличие в нем понятийных "стратов", "слоев", пластов. Например, А.П.Беляевой разработана своего рода "стратификационная модель" понятийного аппарата дидактики профтехобразования, состоящая из четырех групп (42).
Гетерогенность педагогического знания обусловливается его способностью играть роль орудия "познания нечеловекоразмерного объекта человекоразмерными средствами". (с.126-144). Указанная способность имеет своим (312) непосредственным следствием то, что понятийный аппарат педагогики вбирает в себя других наук самого различного происхождения, что объясняет его "сложность, многочисленность и полифункциональность" (В.С.Безрукова). Это хорошо иллюстрируется на примере категориального аппарата дидактики профтехобразования, об "интегральном характере" которого свидетельствует тот факт, "что дидактика профессиональной школы, как никакая другая, требует многоаспектного подхода, обеспечивающего перенос философских, гносеологических, логических, психологических, технических и физиологических понятий на теорию образования и обучения" (42. С.31).
Философские основания в данном случае будут означать "совокупность предельно общих концепций, принципов, категориальных схем мироуяснения .", служащих в качестве исходной эвристической базы осуществления и развития интеграционных процессов в педагогике. Возможно выделение следующих составляющих структуры философских оснований педагогической интеграции:
1. Диалектики- "единственного метода, способного схватить живую действительность в целом" (А.Ф.Лосев);
2. Идей всеединства в отечественной (В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, С.Н. и Б.Н. Трубецкие, В.И.Вернадский и др.) и мировой (диалектика всеединства Тейяра де Шардена, глобальная экология и синергетического единства И.Пригожина и И.Стенгерс) философии; - учения о ценности знаний, живой связи всех наук (Новолис, Шеллинг, Шлегель);
3. "Органических идей" учения о ценности знаний, живой связи всех наук (Новолис, Шеллинг, Шлегель), идеи целостного духовного организма (А.С.Хомяков и И.В.Киреевский); теории "органического роста" представителей Римского клуба; концепции "значимого компонента" П.А.Сорокина; антиномно-аналитической идеи, построенной на принципе сходства в различиях и различиях в сходстве и др. Эвристико-методологические функции способны выполнить те или иные положения герменевтики, персонализма, философии жизни, экзистенционализма, эзотеризма (Г.Дальтей, Н.О.Лосский, Ж.-П.Сартр, П.Д.Успенский, Э.Фромм и др.). К общенаучным основаниям педагогической интеграции в первую очередь можно отнести органически-целостные подходы теории систем (А.А.Богданов, Л.Бертапанфи): идеи ведущей роли сотрудничества в эволюционном становлении человека (П.А.Кропоткин, Мечников Л.И. западная социобиология), уникальность и равноценность культур и цивилизаций (Н.Я.Данилевский, М.М.Ковалевский, А.Тойнби, Т.Шпенглер), диалог культур (М.Бахтин, В.Библер, С.Курганов). Состав общенаучных оснований педагогической интеграции образуют также некоторые философско-науковедческие концепции: "парадигмальная теория" Т.Куна, теория "трех миров" К.Поппера и др., а также принципа целостности, деятельности, дополнительности, соответствия, единства, онтологии и гносеологии.