Структура оснований и факторов педагогической интеграции

3. Тотальная профессионализация призвана устранить исторически сложившуюся несправедливость, названную А.Н.Леонтьевым "дезинтеграцией жизни человека", приведшей к противопоставлению мыслительной деятельности практической (271. С.261). Большую роль в выполнении этой задачи сможет сыграть профессиональное образование. Так, в ФРГ уже в восьмидесятые годы 20 века 90% молодежи получали профессиональное образование (458. С.35). Развитие данной тенденции приведет, в частности, к усилению процессов интеграционного взаимодействия между педагогическим и производственно-техническими факторами формирования человека уже в условиях обучения (см.также, 506. С.102-106).

4 - 6. Действие внешних вненаучных системоразрушающих факторов педагогической интеграции имеет достаточно опосредованный характер и осуществляется как бы "от противного". Указанное действие вызывается глобальной тенденцией усиления процессов "дезинтеграции", "расчленения" человека (Э.Фромм). "Во все времена во всех культурах перед человеком стоит один и тот же вопрос: как преодолеть отделенность, как достичь единства, как выйти за пределы своей собственной индивидуальной жизни и обести единение" ( С.9).

Различные факторы способствовали разрушению человеческой целостности. В частности свою деструктивную роль сыграло здесь разделение труда, явившееся одновременно разделением самого субъекта трудовой деятельности - человека. По меткому замечанию А.Н.Леонтьева, "возникшая на определенном этапе "дезинтеграция" жизни человека привела к противопоставлению внутренней, мыслительной деятельности, деятельности практической и создала отношения разрыва между ними" ( С.261). Интерес представляют в данной связи и размышления С.Н.Булгакова, согласно которому "современное сознание, разорванное, превращенное в обрывок самого себя в системе разделения труда, не перестает болеть своей разорванностью и ищет целостного мировоззрения, которое связывало бы глубину бытия с повседневной работой, осмысливало бы личную жизнь, ставило бы ее sub speciem acternitatis" (4. С.25).

В дальнейшем произошел целый ряд дезинтеграционных "скачков". В итоге дезинтеграция человека, принимая все более и более угрожающие формы и масштабы, стала глобальной проблемой без разрешения которой ставится под сомнение само его существование. Дезинтеграция человека охватила все основные области его связей и отношений - с внешним миром, с другими людьми, с самим собой. Современный "частичный человек" готов расстаться с интеллектуально-духовными приобретениями сотен предшествующих поколений, чтобы превратиться в изобретательного и расчетливого раба "нечеловеческих, рафинированных, неестественных и надуманных вожделений" (К.Маркс). Вкупе с дезинтеграцией действует ее сублимативный эквивалент-квазиинтеграция, выражаемая процессами приспособления и конформизма. Этому в немалой степени способствует широкомасштабное манипулирование людьми, становящееся движущей силой развития общественных процессов. Внушение и пропаганда, заменившие грубые насильственные методы управления людьми, успешно справляются с превращением их в послушных членов общества. Индивидуальность унифицируется, личность растворяется. Но при этом люди живут иллюзией, что они следуют своим собственным идеям и наклонностям, что они оригинальны, что они приходят к своим убеждениям в результате собственного раздумья. Эта иллюзия всячески подкрепляется. Ну, например, она удовлетворяется при помощи незначительных отличий: инициалы на сумке или свитере, принадлежность к клубу ЭЛКС, а не к клубу Шрайнерс (488. С.11-12).

Сказанное позволяет согласиться с мнением о том, что в настоящее время нет ничего важнее, "чем превратить существующего человека в более рациональное, гармоничное, миролюбивое существо" (429. С.251). Но как это сделать? Как "собрать", сынтегрировать "расчлененного" человека? Каким способом можно воздействовать на мощнейший интеграционный механизм, заложенный в человеке природой и историей? Если человек не то, что есть, а то, каким может стать (Сартр), то этим "способом" можно назвать образование - важнейшее орудие человекостроительства. И, действительно, в поисках ответа на заданные вопросы взоры людей вновь устремляются в сторону педагогики. Конец ХХ века своей педагогизированностью непоминает ХVШ век - век Просвещения. Но сегодня предполагаемое спасительное средство, как увидим далее, само задыхается в тенетах отчуждения дисгармонии (508. С.23-32). Однако такое положение дел должно еще в большей мере нас настраивать на проведение соответствующей интегративной работы в педагогике: где опасность, там и спасительное средство (490. С.234).

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14