Морфология педагогической интеграции
Компоненты интеграции - это ее структурные единицы, взаимодействие которых и обеспечивает получение соответствующего интегрального результата. На уровне неживой природы в качестве компонентов синтеза могут выступать атомы и молекулы; в биологических системах - биологические структуры и функции; в социальной сфере - индивиды, группы, организации и т.д. Компонентами научной интеграции являются знания, их составляющие: факты, понятия, принципы и т.д. Так, роль компонентов интеграции педагогического и технического знания играют сами указанные знания. На уровне содержания образования композиционными элементами синтеза могут стать предметные знания о природе, обществе, мышлении, технике; знания о способах человеческой деятельности; знания о способах творческой деятельности; знания о системе отношений друг к другу. Возможно различное сочетание, варьирование компонентов педагогической интеграции: https://www.teambuilding.ru тимбилдинги заказать.
а) внутриструктурная интеграция: понятия с понятиями, принципы с принципами, знания с знаниями, умения с умениями и т.д.;
б) межструктурная интеграция: знания с умениями, знания с опытом творческой деятельности;
в) внешняя интеграция: компоненты содержания с теми или иными формами, методы со средством и т.д.
В число компонентов педагогической интеграции мы включаем также элементы "логической структуры" интеграции (18, 26): базис - кооперирующую дисциплину, определяющую интегративную цель и выражающую на своем языке интегративный результат; задачу - исходную проблему, формируемую в пределах либо базовой, либо соучаствующей в кооперации дисциплиной, либо же вне обеих дисциплин - на общенаучном уровне или на уровне методологической рефлексии; орудие - теоретический и технический инструмент, связанная с ним методика исследования, а также средство, представляемое в распоряжение кооперирующих дисциплин третьей стороной. Приведенные элементы могут рассматриваться в более широком плане, что будет продемонстрировано в нашей работе. Например, они используются нами при описании интегративных явлений, выходящих за рамки дисциплинарного синтеза, входить в трансформированном виде в состав содержания технологической инфраструктуры интегративно-педагогической деятельности.
В философской и педагогической литературе приводятся различные перечни направлений интеграции. Выделяются направления интеграции научного знания (117. С.42-54); направления развития интеграционных процессов в сфере научно-педагогического знания (400); направления интеграции социальногуманитарных наук и высшего гуманитарного образования (204. С.30-31); направления осуществления управляемой интеграции (13. С.30-31). На наличие четырех направлений - экологическое, интегративнофункциональное, социально-педагогическое и этнопедагогическое, - указывает А.С.Белкин. Несмотря на то, что он остановился лишь "на тех направлениях интеграции, которые нашли отражение в исследованиях Уральского пединститута", они, как совершенно справедливо отмечает сам автор, "представляют одновременно интерес для широких обобщений" (39.С.53-54). Нами были вычленены "направления интеграции педагогического и технического знания" (506). Направления можно вывести из проанализированных нами в первой главе отечественных и зарубежных источников.
Все это дало возможность выделить ряд наиболее значимых направлений педагогической интеграции на трех ее основных уровнях.
На методологическом уровне:
- использование понятийно-категориального аппарата, подходов, методов и иных познавательных средств в качестве инструментов анализа педагогических явлений;