Социальный работник - новая профессия в России
В результате перемен, происходящих в России, резко обострились остальные проблемы, и это потребовало введения новой специальности социальная работа и новой профессии - "социальный педагог “.
Что это за профессия – «социальный педагог», и кто он, такой человек, носитель этой профессии?
Социальная работа ориентирована ,прежде всего на человека, и поэтому возможна только на партнерском уровне. Клиент доверяет социальному педагогу свои личные проблемы, тем самым пуская его в свою интимную сферу . Работа с Клиентом возможна лишь тогда, когда между им и социальным педагогом возникают к сохраняются доверительные отношения . Тем сам клиент имеет право требовать сохранения тайны.
Не менee важной является посредническая деятельность социального педагога. Быть посредником - значит объяснять интересы и взгляды одной стороны другой стороне: клиентам, семьям, чиновникам, представителям других профессий, часто находясь "между двух огней", выслушивая обвинения в предвзятости с разных сторон. Это привело к созданию специфического стиля мышления и особого "языка" социальных педагогов , способного отразить взгляды разных сторон в отношениях между ними. Как правило, к посреднику обращаются за помощью лишь после того, как в течение длительного времени человек находился в трудной ситуации и не мог ее разрешить. Посредническая деятельность социальных педагогов часто принимает форму координации усилий представителей разных профессий для комплексного решения проблем отдельного человека или определенной семьи.
Социальные педагоги призваны решать самые равные задачи, они могут работать в больницах, местах заключения , домах для престарелых, детских домах, школах; оказывать помощь
инвалидам, матерям-одиночкам, отстающим в школе детям, людям, у которых произошло обострение душевного заболевания, бывшим преступникам.
Как профессиональная группа социальные педагоги могут участвовать в решении вопросов на государственном уровне, предлагая рекомендации по ключевым вопросам законодательства и его исполнения, при необходимости оказывая давление на общественное, мнение и правительство.
Социальные педагоги могут группироваться по "территориальному" признаку, создавая группы по 6-10 человек, где каждая группа несет ответственность за свой микрорайон, располагаться такие группы могут в сельских советах в отделах индивидуальных услуг
населению. Или по «отраслевому» признаку и делятся на больничные, псиатрические, детские и т.п. группы, работающие в больницах, психиатрических клиниках и т. д. По мнению российских специалистов, сочетание "территориальных" и "отраслевых" групп социальных педагогов является оптимальным для решения задач социальной педагогики. Профессиональной социальной работой могут заниматься., только специалисты. Квалификацию и специализацию они
получают в высших учебных заведениях. В англо-саксонских странах в
такие учебные заведения принимаются люди уже имеющие диплом бакалавра - первое университетское звание (чаще всего специализировавшиеся в области социологии, психологии и организации социального обеспечения). Среди них много людей, которые уже имеют профессию, но решили освоить другую в качестве основной или же как дополнительную к своей первой профессии. Проводится жесткий отбор абитуриентов,учитывающий их личностные качества. Пристальное внимание общества к социальной педагогике входит в число факторов, заставляющих социальных педагогов постоянно работать над повышением своей квалификации, часто обсуждать этические проблемы своей профессии, а также систематически изучать результаты своего труда.