Социальный работник - новая профессия в России
Под коммуникативной компетентностью понимается, во - первых, совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса, ориентированность в различных ситуациях общения; во-вторых, систему внутренних ресурсов, необходимых для построения продуктивного и коммуникативного взаимодействия, основанную на чувственном опыте, понимании себя и других.
Таким образом вселяются две группы подготовки к профессиональному общению: вооружение знаниями о социально-психологических особенностях общения, обучение вербальным невербальным техникам, и вторая группа проблем - развитие сензитивных способностей, предполагающих развитие эмпатии, идентификации, рефлексии.
Для продуктивного общения социальному педагогу необходима сформированность соответствующих коммуникативных и социальных установок на общение. Под коммуникативными установками, подразумевается всего, готовность вступить в контакт, ориентация на диалогическое общение, именно диалогическое, основанное на субъектно-субъектном принципе.
«Объектность» во взаимоотношениях между людьми, обедненными реальными человеческими связями, уникальностью личностного содержания каждого, негативным образом сказалась на характере психического становления и социального функционирования личности, во многом предопределила те острейшие проблемы (социальные , экономические, экологичес-
кие и др.), перед которыми стоит сегодня наше общество. Диалогическое же общение адекватно субъектно-субъектному характеру самой человечески природы и наиболее приближено к пониманию реальных жизненных и психологических явлений, а потому наиболее соответствует организаций продуктивных контактов в социономичеких профессиях. Необходима сформированность социальных установок, предполагающих принятие своего клиента таким, каким он есть; проявление к нему интереса и уважения; установка на то, что в центре внимания должны быть потребности клиента;
Это объективное понимание его; уважение его права на принятие собственного решения; терпимость к недостаткам клиента; готовность взять на себя ответственность на принятое решение.
Чтобы будущий специалист смог успешно реализовать эти установки, ему необходимо владеть вербальными и невербальными коммуникативными техниками - совокупностью средств и приёмов, используемых в процессе общения для достижения желаемых объектов, овладение которыми, в конечном итоге, характеризует его коммуникативные способности.
Основа коммуникативной компетентности - социальный интеллект - устойчивая, основанная на специфике мыслительных процессов и аффективного реагирования, способность понимать самого себя, других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события.
Формированию социального интеллекта способствует, прежде всего, наличие с сензитивности, особой, имеющей эмоциональную природу, чувствительности к психическим состояниям и проявлениям других людей. В связи с этим можно обозначить вторую группу проблем, решение которых обеспечит готовность социальных работников к эффективному коммуникативному взаимодействию. Среди них: развитие наблюдательной сензитивности способности наблюдать другого человека и одновременно запоминать, как он выглядите, что говорит; теоретической сензитивности - способности выбирать применять теории для более точного предсказания и объяснения чувств, мыслей и действий других блядей
; номотетической сензитивности - способности понимать типичного представителя той или иной группы;
идеографической сензитивности - способности понимать своеобразие каждого человека.
Проблема развития сензитивности решается в ходе специальных тренингов (сензитивных), способствующих более яркому проявлению эмпатии - способности вчувствования, принятия другого, эмоционального резонанса на его переживания (условия снятия тревожности, «зашитных механизмов» клиента);