Подобрать методики для диагностики змпатии.
2. Провести психодиагностическое исследование ( определить наличие эмпатии).
3. Выявить различия показателей по эмпатиил
4. Определить уровень эмпатии по оценке ее другими людьми ( по методике Гавриловой).
5.Проверить связь уровня эмпатии по методике Мехрабиана с оценкой другим человеком
( Посчитать корреляцию).
6. Составить программу по развитию эмпатической способности.
Предложить варианты игр и упражнений тренинга для коррекции и развития эмпатии.
Характеристика организационных
методов обследуемой группы.
В процедуре исследования участвовали 29 испытуемых.
Состав группы по полу был однородным ( все испытуемые женского пола). различный по возрастным параметрам ( от 20 до 60 лет), средний возраст испытуемых - 30 лет ( точнее от 35 до 40 лет).
Представитель группы имеют разное образование ( среднее, высшее).
работая в одном педагогическом коллективе детского сада испытуемые занимают разнообразные должности, учителя, воспитатели, помощники воспитателей, логопеды, руководители: хореографии, и изостудии дни. музыкальный. Фитодизайнер, медсестры, психолог, заведующая детским садом.
Контингент испытуемых различный и по стажу работы, в частности, в работе с детьми.
Процедура исследования включала в себя как индивидуальные, так и групповые методы проведения.
Вначале испытуемые работали по группам ( 1ая – воспитатели, учителя, 2ая - помошники воспитателей). Выполняли задания экспресс диагностики эмпатии ( им. И. М. Юсупова) было проведено групповым методом. Перед тем как был предложен опросник каждому предлагался бланк ответов к нему, затем испытуемым сообщалась подробная инструкция.
После соответствующей инструкции испытуемые, знакомясь с вопросами опросника, заполняли бланк ответов, проставив плюсы в тех в клеточках, которые соответствовали предпочитаемым им высказываниям.
На следующем этапе исследования каждому индивидуально предлагалась методика Гавриловой T7IL " Измерение действенного сочувствия в диад-ном общении, перед выполнением задания испытуемому сообщалось подробная, точная инструкция, затем зачитывались вопросы на карточках, которые он раскладывал под двумя карточками ответов. «Да» , «Нет». В этом задании каждый по предложенной схеме оценивал эмпатийную способность своего напарника по работе.
Для изучения индивидуальных особенностей точности идентификации эмоций знакомства с методами изучения наблюдательности был предложен набор фотографий ( лица детей, переживающих различные эмоции). Чтобы затем каждую фотографию назвать одной из эмоций Ответы в определенней порядке записывались в приготовленном бланке. Время выполнения задания было не ограниченным.
На следующем этапе после оценки эмоций детей каждому испытуемому предлагалась анкета для получения дополнительных сведений об особенностях жизненного пути испытуемого, его поведении характере об условиях воспитания и обучения, о ближайшем социальном кружении участников испытуемой группы. Данные анкет нужны были для объективных описаний уровней эмпатичности по разным разделам теста эмпатических тенденций Мехрабиана.
На завершаемом этапе исследования каждому испытуемому давалась оценка по
умениям проявить свою эмпатическую способность двумя экспертами: заведующей детского сада и человеком с большим стажем.
Оценка давалась по десятибалльная системе всему коллективу (29чел).
Методы исследования
Тест эмпатических тенденций Мехрабиана. Это методика (опросник) для измерения эмпатической способности.
Эмпатия является специфической формой психического отражения и играет важную роль в познании человеком окружающего мира.
При оценке эмпатии как индивидуально-психологической характеристики следует учитывать. что для эмпатии характерно то. что она может возникать и проявляться с большой силой не только в отношении людей ( животных), реально существующих, но и в изображенных, в художественных произведениях литературы кино театра живописи, скульптуры.
Для выявления наличия эмпатии и определения её уровня была использована специальная методика Мехрабиана - тест эмпатических тенденций, адаптированная и, М Юсуповой. Её цель - овладение методом экспресс--диагностики с помощью оригинального опросника. Опросник содержит б диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, знакомым и незнакомым людям.
В опросчике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить в какой мере он с ним согласен или не согласен используя вариантов ответов: «Не знаю». «Никогда или нет» «Иногда». «Часто», «Почти всегда», «Всегда или да».